Этот небольшой обзор посвящен нескольким артефактам от рок-музыки.
Наиболее обобщенное определение слова "артефакт" (от лат. "ars" — искусство и "factus" — сделанный) — это объект и (или) его свойство, возникновение которого при обычных условиях случайно или маловероятно. Поэтому для рок-музыки, и искусства вообще, артефактами можно считать случайно созданные произведения, а также произведения, созданные с не до конца определенными целями, или настолько минимальными средствами, что их результат можно считать сомнительным, а также неоконченные, сугубо экcперементальные произведения, и т. п.
Артефакты следует отличать от demo записей, специально созданных для фиксации промежуточных результатов творчества, и бутлегов, являющихся неофициальными изданиями записей исполнителей (как правило, концертов, или студийных джемов).
Разбираемые ниже артефакты расположены в хронологическом порядке.
Pink Floyd - "The Household Objects" (1974)
После выхода фундаментального "The Dark Side of the Moon", Pink Floyd столкнулись с необходимостью продолжения творческого самовыражения без самокопирования. И выбрали для этого необычный путь.
Николас Шэффнер в биографической для группы книге "Блюдце, полное чудес", пишет: "Pink Floyd, отложив в сторону все свое обычное музыкальное оснащение, приступили к работе в студии, экспериментируя с "The Household Objects" ("Предметы домашнего обихода"). Именно так должен был называться альбом.
Натянутые между двух столов резиновые ленты издавали "хороший басовый звук". А для привнесения мелодичности, как обнаружили музыканты, можно использовать моток липкой ленты, разматываемой на разную длину.
Флойд действительно довели до конца работу над тремя композициями с использованием этих и других предметов домашнего обихода, включая аэрозольные баллончики, ковши с водой и стаканы, прежде чем поняли, что практически все эти звуки могут быть улучшены с помощью их собственных барабанов, гитар и синтезаторов".
При желании, данные артефакты можно обнаружить в Сети, но, по сути, это просто набор звуков.
Получив полезный опыт и сделав необходимые выводы, Pink Floyd вернулись к традиционному музицированию, чтобы разродиться шедевральным "Wish You Were Here" (1975).
Об указанной книге Николаса Шэффнера ранее упоминалось в обзоре "Что почитать".
Также, читателям и подписчикам канала рекомендуются такие ранее размещенные обзоры как: "Розовая книга", "Оттенки розового", "Вечное лето любви", "Признаки жизни", "Блюдце, полное чудес", "Последний отрезок пути" и "Розовый рейтинг", посвященные творчеству группы Pink Floyd и ее музыкантов.
О дебютном альбоме Pink Floyd, "The Piper at the Gates of Dawn", упоминалось в обзоре "Дебютник", а Top-10 лучших композиций группы предлагался в обзоре "Top-10. Pink Floyd".
ДДТ - "ДДТ-1" (1981)
Первая запись группы получилась сырой и наивной, но, как принято говорить, все с чего-то начинали, и, учитывая условия, это начало вышло неплохим. Ну а спустя год ДДТ совершили в своем развитии еще один шаг вперед, и сделали первую профессиональную запись.
С тех пор, запись "ДДТ-2" (позже получившая окончательное название "Свинья на радуге"), считается дебютным альбомом группы, а "ДДТ-1" в качестве таковой не признается. (Сожалеть об этом не стоит: материал из первой записи был перезаписан для "Свиньи на радуге" в куда более высоком качестве. Жаль только, что не весь - "не повезло" песне "Черное Солнце").
Ранее на канале уже получили освещение такие альбомы ДДТ, как: "Свинья на радуге", "Актриса Весна", "Черный пес Петербург", "Любовь" (видео-обзор), "Метель августа", и "Единочество I" и "Иначе", а альбом "Пластун" упоминался в обзоре "Еще три юбилея".
Рейтинг альбомов группы предлагался в обзоре "РейДДТинг".
Обзор песни "Тень на стене" и клипа на нее был сделан в публикации "Если ищете песню". Альбом "Свинья на радуге" группы также упоминался в обзоре "Дебютник", а Юрий Шевчук - в обзорах "Галерея лиц", "Итоги 2021" и "Итоги 2022".
Алиса - "Кривозеркалье" (1984)
Первая запись группы Алиса документирует ее начальный период: коллектив еще не определился стилистически и с репертуаром, а в составе не появился Константин Кинчев.
Половина материала была записана на студии, половина - на концертах. Ничего удивительного в том, что Кинчев, после ухода Задерия быстро ставший лидером коллектива, альбом в качестве дебютного не признает, и дебютником считается альбом "Энергия" (1985).
Что же касается художественной ценности этой пластинки, в свое время все же выпущенной, то поклонники группы Алиса определят его лучше (я встречал хвалебные отзывы о песне "Танец на палубе тонущего корабля"). При желании, альбом нетрудно обнаружить в Сети.
Черный кофе - ранние записи (1981/1985)
Среди ранних записей Черного кофе можно назвать "Полет птицы" (1981), и циклы "Приди все возьми" (1984) (сделана в составе с Юрием Мощеновым и Андреем Шатуновским) и "Сладкий ангел" (1985) (увы, единственная возможность оценить состав с Максимом Удаловым и Сергеем Мавриным).
Интересный факт: инструментальная пьеса "Полет птицы" стала первой профессиональной записью Дмитрия Варшавского, сделанной на студии Всесоюзной фирмы грамзаписи Мелодия.
Сама запись не сохранилась, но была перезаписана для альбома "Они бесы" (2004). Все, то мы слышим в песне "Когда ни будь", кроме вокальных партий - это и есть "Полет птицы".
Некоторые (например, составители сборников и бутлегов), путают эту композицию с одноименной песней (начинающейся со слов "Птицы полет прерван...") - также, одной из ранних песен группы, впервые записанной для альбома "Осенний порыв" (2015).
Записи 1984 и 1985 отчасти неровны и наивны, но отчасти неповторимы и интересны. Сам же Варшавский от них открещивается, называя их "репетиционными записями", и ведя дискографию Черного кофе от альбома "ЧК-86" (больше известного как "Знамя мира" или "Светлый металл").
Остается добавить, что песни "Страна", "Света луч" и "Из придорожной тени" цикла "ЧК-84" в 2000 были включены в трек-лист переиздания альбома "ЧК-86" (вышел под названием "Светлый металл", переиздавался в 2003 и 2013), а чуть позже, в 2002, 10 из 13 песен этой записи были без авторизации изданы под названием "Приди и все возьми".
Что же касается цикла "ЧК-85", то песня "Лист" получила свое окончательное название "Листья", и была перезаписана в двух разных вариантах для альбомов "Переступи порог" (1987) и "Пьяная Луна" (1996), песня "Черный кофе" была перезаписана для альбомов "ЧК-86" (1986) и "Переступи порог" (1987), а песня "Краски" - только для альбома "Александрия" (2007).
Ранее на канале получили освещение такие альбомы группы, как: "Вольному - воля", "Леди Осень", "Пьяная Луна", "Белый ветер", "Они бесы" и "Александрия".
Версия рейтинга студийных альбомов группы была представлена в обзоре "Кофейный рейтинг", а версия лучших песен группы - в обзоре "Top-10. Черный кофе".
Цикл "ЧК`84" упоминался в обзоре "Дебютник", альбом "Golden Lady" (1991) - в обзоре "Путь на Запад", а Дмитрий Варшавский - в обзоре "Галерея лиц".
Nautilus Pompilius - "360 градусов обстрела" (1985)
Окрыленные локальным успехом своего второго альбома "Невидимка", Nautilus Pompilius на волне энтузиазма создали новую запись, которая осталась неоконченной. (По ее результатам музыканты посчитали, что "взять вес не удалось", и рассудили правильно: подкопив еще творческих сил, в 1986 группа записала культовую "Разлуку").
Пожалуй, наиболее ценной частью сего артефакта, который при желании можно обнаружить в Сети, является песня "Все кто нес", позже исполняемая на концертах, но так и не нашедшая своего студийного воплощения.
Ранее группе Nautilus Pompilius были посвящены такие обзоры, как: "Пытка взросления", "Прощай, Чужая земля", "Апельсиновый год" и "Апельсиновый рейтинг", обзор-пост "Группа из промобщаги", а Вячеслав Бутусов упоминался в обзоре "Галерея лиц".
Мумий тролль - ранние записи (1985/1990)
Муми тролль (ошибки в написании нет - первое название было меньше на одну букву) в 1985 записали магнитоальбом "Новая Луна апреля", имевший локальный успех во Владивостоке (есть даже данные о еще более ранних записях группы), наивно пропитанный духом new wave и подростково-городской романтики.
В 1986/1987 предпринимались еще попытки записей (мифический цикл "Сайонара"), которые были прерваны призывом Ильи Лагутенко в ряды Советской армии. Во время отлучек со службы были созданы любительские видеоклипы группы.
В 1990 Лагутенко вернулся, фактически, в другую страну. И, хотя уровень его песен заметно вырос, а в новой записи "Делай ЮЮ" участвовал басист будущего классического состава Евгений "Сдвиг" Звиденный, ново-волновая эстетика и неоромантизм уже никого не заинтересовали, и Мумий тролль исчезли из вида на 6 лет.
Несмотря на то, что дебютным студийным альбом Мумий тролль считают свой культовый альбом "Морская" (1997), обе указанных выше записи размещены на официальном сайте группы, а в 1998 большая часть песен из них была перезаписана для стильного сборника "Шамора".
Ранее группе Мумий тролль были посвящены такие обзоры, как "Мумий тролль: Кораблекрушение", "Спасать рок-н-ролл", "Top-10. Мумий тролль", видео-обзор "Без обещаний", обзор-пост "VIII", а Илья Лагутенко упоминался в обзоре "Галерея лиц".
Василий Шумов - "АнаГра" (1999)
В обзоре творческого пути Василия Шумова и группы Центр "Введение в Шумоведение" маэстро честно говорит о том, что "АнаГра" - это сборник звуков, получившихся в результате тестирования синтезатора. (При желании, эти звуки нетрудно обнаружить в Сети, но большого смысла в этом нет).
Артефакты являются необязательной частью истории рок-исполнителей.
Возможно, и кто-то из читателей и подписчиков канала поделится информацией об известных ему артефактах от рок-музыки.