Давайте сначала разберемся о последствиях прекращения абонентского договора досрочно по инициативе пациента. Так как у клиник нет единого понимания, что происходит в такой ситуации.
Некоторые медицинские организации считают, что при досрочном расторжении Абонентского договора, по инициативе пациента, им не нужно возвращать ему деньги. При этом клиника указывает свое право на удержание в договоре.
Однако осенью 2023 года Президиум Верховного суда указал, что:
💥1. Отказываясь от абонентского договора, пациент вправе требовать возврата денег, которые он заплатил за период действия договора, на который он досрочно прекращен. Иными словами, если Абонентский договор заключён на 1 год и пациент обратился за расторжением договора через 6 месяцев, клиника обязана вернуть деньги, за минусом фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Обратите внимание, доказать наличие таких расходов и их размер должна клиника.
💥2. Условие договора про удержание или возврат денег при досрочном прекращении договора является недействительным, так как оно ущемляет права потребителя, а это нарушение закона.
Возникает вопрос, а что, если пациент вообще не обращался за услугами?
В этом случае в договоре должна быть прописана не обязанность клиники оказать услуги, а возможность оказать пациенту медицинские услуги в том количестве и объеме, который он затребует в период действия абонентского договора.
Ситуация, когда пациент просит расторгнуть договор происходит нечасто, но для клиники это всегда дополнительная нагрузка и затраты. Ведь для привлечения клиентов клиника тоже потратила определенные деньги. Не говоря уже про то, что терять клиентов всегда обидно.
Именно поэтому ещё на этапе разработки договора, нужно тщательно продумывать корректность формулировок, чтобы потом не было проблем. Один из способов это сделать - передать эту функцию юристу.
***
Чтобы следить за изменениями в законодательстве и судебной практикой, подписывайтесь на наш ТГ канал.