Найти тему
Fateev_RecruTec

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Оглавление
«Детей нужно учить «как» думать, учить самому процессу, а не тому, «что» они должны думать.»
(Маргарет Мид – антрополог)

Каждый руководитель когда-то был ребенком, которого должны были научить «как» думать.

Хороший руководитель на своем рабочем месте думает по-своему, но в конце концов неизменно дает положительный результат.

Непродуктивных начальников объединяет отсутствие результата, и что особенно характерно, они схоже мыслят - нелогично, непоследовательно, противоречиво.

Я не помню, чтобы кто-либо в школе или в институте обучал меня предмету Логика, Логическое мышление или Критическое мышление.

В школе меня возили на математические олимпиады, родители организовали мне дополнительное обучение в заочной математической школе МВТУ. Никакой отдельной логике меня никто нигде не обучал.
Никто даже не намекал мне, что в жизни и на работе нас будет окружать целое море нелогичностей.

Слово «нелогичность» раньше ассоциировалось у меня с «глупостью», «слабоумием», «помешательством». «Нормальный человек не станет «расстреливать» вас нелогичностями, он же не идиот!» - думал я. Нелогичность она же очевидна и сразу указывает на невежду или глупца. Это же как ошибка при решении математической задачи. Ее сразу все видят.

Оказалось, что мои представления о нелогичности были очень посредственными.

Приведу математический пример.

Можете проверить его на своих руководителях.

-2

«Необходимо определить, каким будет треугольник: остроугольным, тупоугольным или прямоугольным, если известно, что длины его сторон имеют следующие размеры: сторона AB - 3,5 см, сторона ВС - 7,0 см и сторона СА - 11,5 см?»

В математической задаче всё просто, если ты делаешь все правильно, то ты получаешь совершенно предсказуемый ответ. Он логичен. Если ты ошибаешься на каком-либо шаге решения задачи, то ты получаешь неверный ответ, и это означает, что он нелогичен, он неправильный.

Первое, на что я хотел бы обратить ваше внимание при обсуждении логики и нелогичности – это термины «правильный» и «неправильный». С точки зрения используемых нами законов и аксиом в жизни и бизнесе, все неправильные выводы и расчеты следует считать нелогичными.

-3

В приведенном выше примере нелогичным является тот факт, что такого треугольника вообще не может быть в природе. Данные в постановке самой задачи были нелогичными. Чтобы треугольник существовал, сумма длин сторон АВ и ВС должна быть больше, чем стороны СА. В данном примере эта сумма меньше.

И то же самое происходит по все жизни!

И в человеческих отношениях, и в технических науках, и в администрировании, и в изменениях курсов валют, и в макро-, и микроэкономике.

Нам говорят, что из-за роста курса доллара к рублю растет цена на бензин и дизельное топливо на заправках. Вроде понятно, девальвация требует больше рублей тратить по новому курсу на то, чтобы приобрести импортные запасные части для технического обслуживания оборудования в нефтеперерабатывающей отрасли. Но вот наоборот курс рубля начинает расти по отношению к доллару, а топливо опять дорожает. Теперь нам объясняют, что экспортеры нефти при конвертации долларов в рубли, теряют на курсе. Поэтому, они вынуждены компенсировать свои потери на конвертации путем повышения отпускных цен на нефть внутри страны.

-4

Но вот курс рубля к доллару вернулся в исходное положение после повышения ставки рефинансирования Центрального банка, а топливо опять дорожает, потому что теперь кредитные ресурсы в стране стали дороже и свои потери из-за удорожания кредитования производители топлива снова включили в отпускные цены. Надеюсь, не только я вижу в этом примере некоторую нелогичность?

Другой пример.

Вы тратите значительные суммы для того, чтобы найти на рынке труда нужных вам кандидатов на десять открытых вакансии. Служба найма персонала отчитывается вам, что было привлечено на собеседование уже 100 человек. Очевидно, что работа в службе найма кипит. Но в итоге в установленный срок на работу вышел только один сотрудник. У вас возникает законный вопрос: «Почему?»
Ответ: «
Соискатель пошел некачественный!»

-5

Вы снова тратите деньги на привлечение следующей сотни.

Но если мы с вами посмотрим, как осуществляется найм и увидим, что после первого собеседования было отсеяно 88% соискателей, то вам станет очевидно, что проблема не в соискателях, а в том, что вы привлекаете тех, кого привлекать не следует. Ваши объявления на вакантные должности скорее всего неправильно составлены, они мотивируют откликнуться не тех, кто вам нужен. Возможно, у вас даже профили для вакансий не составлены руководителями, или составлены тяп-ляп.

Неправильно указанная причина проблемы – это нелогичность. Если вы способны это видеть, вы сможете взять это под контроль и исправить, если нет, то нелогичность поглотит ваше сознание и заставит совершать ошибки.

Критическое мышление – это не просто способность всесторонне рассматривать проблему и находить нестандартные решения для ее устранения, в первую очередь это способность видеть нелогичности, находить факты, отличать их от мнения, это умение отличать правду от лжи, анализировать данные, анализировать возникшие ситуации, выявлять истинные причины их появления и способность принимать оптимальные решения по их устранению. Оптимальные решения – это не просто нестандартные решения, это значит самые лучшие решения.

В жизни многих руководителей имеют место дети, жены, мужья. Они способны создавать много нелогичностей.

Моя жена пыталась привести в порядок своего ученика, которого обучает математике. Он весь первый урок отлынивал, лез в телефон, демонстрировал отсутствие интереса к предмету и некоторый упадок жизненных сил. Учитель поставила вопрос ребром, ученик ожил, пообещал все исправить, сделать все задачи в перерыве. В конце концов он получил согласие, но при одном условии – он должен был отдать свой телефон на время перерыва моей жене. Ученик противился, но обещал не играть в телефоне во время перерыва. Тогда она попросила показать статистику его экранного времени на телефоне за день, чтобы в конце перерыва сравнить с показаниями начала перерыва. Ученик согласился, так как искренне хотел исправить ситуацию. Экранное время составляло 8 часов с небольшим. За время перерыва оно вырасти не должно было, иначе это был бы косяк и секир башка. Вроде обо всем договорились.
Но тут у моей жены возник вопрос: «
Время 10:00 утра, прошел первый урок, у ребенка уже 8 часов экранного времени на телефоне за эти сутки. Он когда успел столько времени провести в телефоне?»

-6

Оказалось, он всю ночь играл в игру. Дальше были использованы все необходимые инструменты приведения жизни ребенка в порядок. Восемь часов экранного времени на телефоне подростка в 10:00 утра в школе – это нелогичность, это неправильно с точки зрения здоровья, целей ребенка и целей его родителей.

Ваше критическое мышление – это гарантия того, что вы не будете обмануты, пойманы в ловушку, атакованы или порабощены.

-7

Если критическое мышление вам помогли развить профессионально – вы счастливчик.
Если нет, то есть хорошая новость! У вас огромный потенциал.

Мартин Лютер Кинг сказал: «Образование должно давать человеку возможность отсеивать и взвешивать доводы, отделять истину от лжи, реальное от нереального, факты от вымысла. Функция образования состоит в том, чтобы научить человека интенсивно и критически мыслить. Интеллект плюс характер – вот цель настоящего образования.»

Мне повезло, после физико-математической школы, разных олимпиад, технического вузовского и нескольких экономических поствузовских обучений мне представилась возможность пройти специальные тренировки по развитию навыков критического мышления. В какой-то момент на курсе я почти физически почувствовал, как ломается моя старая машина мышления. Ощущение было необычное и тревожное. Тогда я понял, и продолжаю убеждаться сейчас, помогая своим коллегам, в том, что если я хочу обучить критическому мышлению своего сына, то в идеале мне следует постоянно совершенствовать этот навык у себя. Сын смотрит на меня, на жену, копирует и воспроизводит.

Не факт, что ему повезет и он еще где-то на своем пути встретит человека, способного развить у него критическое мышление.

-8

Мы живем в море нелогичностей, обмана, случайных искажений и преднамеренной лжи.

Друзья, не надейтесь на авось, действуйте, защищайте своих детей дома, а руководителей на работе.