Российское правительство с 1 апреля изменяет правила оформления ввоза автомобилей, поставляемых из стран ЕАЭС. Подорожают ли из-за этого машины, ввозимые ранее по схемам параллельного импорта из стран ближнего зарубежья?
Согласно постановлению от 13 февраля недоплаченные налоги и сборы при занижении таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в РФ из стран ЕАЭС, будут учитываться в составе утильсбора. Теперь сумма утильсбора будет рассчитываться по формуле, учитывающей размер сбора в РФ, разницу между таможенной пошлиной, рассчитанной на основании средней стоимости автомобиля, и пошлиной из декларации, а также разницу по НДС и акцизу.
Новые правила направлены на то, что «граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме». Как правило, автомобили, растаможенные в ЕАЭС, ввозились в РФ физлицами – так называемыми профессиональными продавцами. Например, в декабре прошлого года на втором месте по поставкам авто в Россию после Китая оказалась Киргизия: только в декабре отсюда было поставлено 13,6 тыс. машин. Сейчас же правила ввоза изменятся. Также теперь с 1 апреля автомобили с электродвигателем, даже если они ввозятся из стран ЕАЭС, нужно растаможивать только в России.
«Данная политика направлена на локализацию и увеличение доли официально поставляющихся машин на российский рынок. Возможные изменения коснутся только автомобилей, ввозимых по параллельному импорту. Это касается не более 20% от всех ввозимых автомобилей через ряд стран ЕАЭС в Россию», – комментирует грядущие нововведения Антон Ганжа, руководитель проекта Pango Cars.
По словам эксперта, к повышению цен на автомобили новые правила скорее всего не приведут. «Потому что цены на 80% машин, представленных на рынке, регулируются спросом, текущим предложением и себестоимостью машин, которая не изменится в связи с данными условиями, – отмечает Антон Ганжа. – Изменение стоимости коснется только автомобилей, ввозимых, в первую очередь, юрлицами по параллельному импорту. Этот поток может очень сильно уменьшиться, потому что стоимость автомобилей, ввозимых по параллельному импорту, сравняется с рыночными ценами. Таким образом, эти авто перестанут быть интересны покупателям».
Единственно, новые правила могут повлиять на российский рынок электромобилей. «Данные изменения могут отразиться на ценообразовании автомобилей с электродвигателем, для которых будет предусмотрено обязательное растаможивание в России, – прогнозирует Антон Ганжа. – Если же обычный человек завозит автомобиль по прозрачной схеме с корректным указанием таможенной стоимости, то его эта ситуация не коснется. Также ничего не поменяется и после 1 апреля».