Знаменитый коллекционер русского авангарда Георгий Костаки, рассказывая о начале своего увлечения, вспоминал, какое огромное впечатление на него когда-то произвела странная и дерзкая картина Ольги Розановой (1886 – 1918) «Зеленая полоса». Полотно сразу вызвало в памяти ассоциации с цветовыми абстракциями Ротко, только в 1917-м, в год написания этой работы, будущий экспериментатор был еще подростком. То, что в середине XX века стало на Западе невероятно востребовано, на десятилетия раньше появилось у нас. И на десятилетия же оказалось почти никому не нужным, пылясь в запасниках. Не обошла эта участь и Розанову, одну из «амазонок русского авангарда».
«Зеленая полоса», в отличие от своего «брата», знаменитого «Черного квадрата» Малевича, лишена его угрюмой многозначительности. Это работа тонкая и женственная, напоминающая стебель растения. Очень непохожая на другие шедевры авангарда тех лет.
К лирической беспредметности Розанова пришла не сразу, «переболев» и опытами Ларионова и Гончаровой, и кубизмом Пикассо, и Сезанном. Одной только живописи ей было мало. Она писала стихи и художественные манифесты, оформляла книги, создавала декорации, а после революции даже участвовала в проведении в Москве первомайского праздника. И даже умерла в годовщину октябрьского переворота, 7 ноября 1918 года – дифтерит. Похоронили художницу рядом с Чеховым, но сегодня могила утрачена.
Художница, которая опередила абстракциониста Ротко на полвека
27 февраля 202427 фев 2024
353
1 мин