Найти тему
Лающая Рыба

Занятие и "игра на развитие..." - не одно и то же.

Оглавление

Игра. Вау! Игра - это весело! А теперь на языке педагогическом: игра - это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания.

Занятия - Фу! Это скучно! И вообще ребенок со мной не занимается... И снова на языке педагогическом: занятие - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретному предмету.

Для того, чтобы посмотреть, что из себя представляет занятие, наберите в интернете "конспект логопедического занятия по развитию (чего-нибудь - обучение грамоте, развития речи) у детей (с чем-нибудь - ОНР, ФФНР, /ТНР)". Открывайте, изучайте - это зернышко в поле коррекционной педагогики, из которого взойдут всходы... да всходы чего-нибудь. Смотря, о какой именно группе детей идет речь.

Итак, вы посмотрели конспект какого-нибудь занятия.

Рис 1.
Рис 1.

И возможно на вас снизошло некоторое озарение. А я в это время рассмотрела пуговицу на рубашке, но не видела саму рубашку. Теперь и я, и мой читатель можем сказать, что мы что-то частично видели - я о рубашке, а мой читатель - о коррекционной педагогике. При этом что из себя представляет рубашка и коррекционная педагогика, мы оба не знаем. Потому что пуговица - это лишь малая часть рубашки, как и конспект - всего лишь часть огромного коррекционно-развивающего процесса. И это нужно понимать. ))) Но речь сегодня не об этом. А о том, чем занятие отличается от "игры на развитие..."

1. Что такое занятие и с чем его едят?

2. Что такое "игра на развитие..."?

3. Сравнительная характеристика двух не сравниваемых вещей.

4. Для чего нужны все эти ненужные нудные муторные моменты?

5. А что делать родителям? Мое субъективное мнение на это все.

6. Вывод

1. Что такое занятие?

Занятие - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретному предмету.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса:

  • цели
  • задачи
  • содержание (или ход)
  • методы
  • средства
  • оборудование

Все это регламентировано и записано в специальной документации:

  • образовательная программа
  • годовой план
  • поурочное планирование - конспекты занятий.

Этим занимается воспитатель, учитель, логопед, методист и министерство образования.

Если говорить очень узко и мелко, то на каждое занятие педагог имеет свой план. В идеале он выглядит как конспект занятия, который вы уже посмотрели. И если говорить предметно, то это бумага, на которой расписано всё занятие, начиная от целей и задач, до поминутно расписанного хода занятия. На практике у любого более-менее опытного педагога этот план лежит в голове.

2. Что такое "игра на развитие..."

"Игра на развитие...." это ээээ.... А понятия "игры на развитие..." в педагогике не существует. Но, конечно, каждая игра развивает ребенка. В педагогике существует понятие "игра". Вот, что оно из себя представляет:

Игра - это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания. Ну то есть игра - это вид деятельности ребенка, если это самостоятельная игра и средство воспитания, если игра дидактическая. И все они развивают ребенка.

Вспомним схему из статьи "Волшебная таблетка...". (Ее можно вспомнить по этой ссылке) Какие виды детской деятельности мы знаем?

Рис 2. Здесь нет такого вида деятельности, как "занятие".
Рис 2. Здесь нет такого вида деятельности, как "занятие".

Вообще игры бывают очень разные. Игры бывают: дидактические, сюжетно-ролевые, процессуальные, манипулятивные, игры-драматизации, игры с правилами и разные другие игры.

3. Сравнительная характеристика двух не сравниваемых вещей.

В отличие от игры, у ребенка нет такого вида деятельности, как "занятие". Потому что занятие - это вообще не разновидность детской деятельности. Занятие - это специально поставленный педагогический процесс, который включает в себя разные виды деятельности, - будь то рисование, конструирование (продуктивные виды деятельности), двигательная деятельность, конечно, игра и многое другое (если речь идет о дошкольниках). Учебная деятельность так же присутствует в видах деятельности, но и она не охватывает всего того, что представляет собой занятие. Но мы не будем лезть в эти дебри. Все дебри можно изучить в педагогическом университете.

Таким образом, "занятие" - понятие намного шире, чем "игра":

Рис 3. Занятие - это педагогический процесс, который, помимо всего прочего, включает в себя разные виды деятельности.
Рис 3. Занятие - это педагогический процесс, который, помимо всего прочего, включает в себя разные виды деятельности.

Занятие по развитию чего-нибудь строится исходя из:

  • ведущей деятельности ребенка конкретного возраста
  • индивидуальных потребностей детей (или группы детей с общими особенностями и потребностями)
  • образовательной программы

Исходя из потребностей ребенка или группы детей педагог, логопед, дефектолог, сурдопедагог будет решать - что нужно дать? Как это дать? Что мы будем делать - писать или скакать? От понимания норм развития, к типам нарушений психического развития далее к специфике психического развития при конкретном нарушении и к уровню развития ребенка, индивидуальным особенностям ребенка и даже к его предпочтениям - исходя из всего этого и не только этого в рамках образовательной программы или методики педагог разрабатывает план своей деятельности, ее цели и задачи и не только это, составляет учебный план и план отдельного занятия.

Рис 4. Несмотря на кажущееся сходство в проявлениях при разных типах нарушений, все эти яблоки будут развиваться по-разному и к каждому из них нужен свой подход. То, что подойдет одному яблоку, может не подойти другому. Мозг человека устроен значительно сложнее, чем яблоко.
Рис 4. Несмотря на кажущееся сходство в проявлениях при разных типах нарушений, все эти яблоки будут развиваться по-разному и к каждому из них нужен свой подход. То, что подойдет одному яблоку, может не подойти другому. Мозг человека устроен значительно сложнее, чем яблоко.

Поэтому прежде, чем взять "игру на развитие...", нужно определиться с состоянием ребенка, с целями, которые вы хотите достигнуть и поставить задачи. А не наоборот. Опытный педагог составит этот план. Опытный родитель, который под руководством педагога успешно занимается со своим ребенком уже не первый год, интуитивно учитывает все эти моменты. Он берет с полки магазина сборник "игр на развитие..." и, полистав его, возвращает на место. "Нам это не подходит. Нам это уже не нужно", - заключает он. Это опыт. Он приходит со временем и работой. Но иногда он приходит слишком поздно. А иногда не приходит вовсе.

4. Для чего нужны все эти ненужные нудные муторные моменты?

Буквы - и для глухого, и для слепого - буквы. Счет и помидоры остаются счетом и помидорами для всех детей. Какая разница?

К сожалению, непонимание этих, на первый взгляд, ненужных муторных нудных моментов - типы нарушенного развития, специфика, индивидуальные особенности, - влечет за собой формирование у детей навыков, которые не включаются в познавательную деятельность ребенка. Происходит формирование навыка ради навыка.

Что это значит на конкретных примерах?

  • Ребенок читает, но не понимает.
  • Ребенок знает буквы, но не читает.
  • Ребенок считает, но не использует полученные знания. Ребенок выучил последовательность из десяти слов - "один, два, три...", но он не может сосчитать грибочки. Он не берет три грибочка, он не соотносит три грибочка с тремя пальцами или с цифрой 3.
  • Ребенок повторяет, но не понимает.
  • Эхолаличная речь. Аутизм??? О, нет, не всегда.
  • Непонимание вопросов, грамматических форм, неправильный порядок слов.
  • Трудности в обучении в школе при казалось бы хорошем уровне развития речи и слуха.
  • И многое другое.

Знакомо? Сталкиваясь с такими проблемами, родители обращаются к дефектологу, и первое, что он спрашивает: "Зачем вы учились читать?", "как учились считать?". Нет, эти вопросы не равносильны словам "не надо было это делать...". Все следует понимать буквально: какую цель вы ставили, когда начинали учиться читать и каким образом вы это делали? Нужно найти ответ. И если ответ "я не знаю", следует дать его, как есть. Бывает, прежде, чем научить ребенка навыкам (и включить их в систему работы познавательной деятельности), педагогу-дефектологу приходится распутывать крепко завязанный ком путаницы в голове ребенка. Это занимает драгоценное время. Не только родители, но бывает и некоторые логопеды допускают подобные ошибки по незнанию, по неопытности в теме. Плохо? Не мне судить. Никто не знает все.

5. А что делать родителям? Моё субъективное мнение.

1. Обследовать ребенка.

2. Найти педагога-дефектолога.

3. Разработать с педагогом план и цели занятий.

4. Регулярно посещать занятия или посещать их регулярными курсами.

5. Выполнять домашнее задание.

6. И потом, когда это все будет сделано, можно играть себе на здоровье, подбирая игры с полным пониманием того, что и зачем нужно делать.

6. Вывод:

1. Когда мы говорим об "играх, направленных на..." и о занятиях, мы говорим об абсолютно разных вещах. О, это даже не сравнение борщ - харчо или борщ - капуста. Это сравнение борщ - кирпич.

2. В идеале моего видения занятие составляет и организует педагог, родители выполняют домашнее задание, а после этого используют "игры на развитие...".

3. Скидать в одно занятие кучу разных "игр на развитие" - не равно занятие.

4. Если у вас ну совсем нет сурдопедагога на необитаемом педагогами-дефектологами острове, нужно обратиться к дефектологу в ЛПУ, в котором наблюдается ваш ребёнок или пройти курс реабилитации (они есть). Для вас составят план на несколько недель или месяцев и дадут рекомендации. Исходя из них, вы сможете более грамотно подбирать "игры на развитие...".

5. Самый большой сборник "игр на развитие...", к сожалению, не заменит ребенку коррекционно-развивающий процесс.

Предыдущая статья - "Как начать читать глухому ребенку книги?"

Следующая статья - "Об игровой деятельности"