Игра. Вау! Игра - это весело! А теперь на языке педагогическом: игра - это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания.
Занятия - Фу! Это скучно! И вообще ребенок со мной не занимается... И снова на языке педагогическом: занятие - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретному предмету.
Для того, чтобы посмотреть, что из себя представляет занятие, наберите в интернете "конспект логопедического занятия по развитию (чего-нибудь - обучение грамоте, развития речи) у детей (с чем-нибудь - ОНР, ФФНР, /ТНР)". Открывайте, изучайте - это зернышко в поле коррекционной педагогики, из которого взойдут всходы... да всходы чего-нибудь. Смотря, о какой именно группе детей идет речь.
Итак, вы посмотрели конспект какого-нибудь занятия.
И возможно на вас снизошло некоторое озарение. А я в это время рассмотрела пуговицу на рубашке, но не видела саму рубашку. Теперь и я, и мой читатель можем сказать, что мы что-то частично видели - я о рубашке, а мой читатель - о коррекционной педагогике. При этом что из себя представляет рубашка и коррекционная педагогика, мы оба не знаем. Потому что пуговица - это лишь малая часть рубашки, как и конспект - всего лишь часть огромного коррекционно-развивающего процесса. И это нужно понимать. ))) Но речь сегодня не об этом. А о том, чем занятие отличается от "игры на развитие..."
1. Что такое занятие и с чем его едят?
2. Что такое "игра на развитие..."?
3. Сравнительная характеристика двух не сравниваемых вещей.
4. Для чего нужны все эти ненужные нудные муторные моменты?
5. А что делать родителям? Мое субъективное мнение на это все.
6. Вывод
1. Что такое занятие?
Занятие - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретному предмету.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса:
- цели
- задачи
- содержание (или ход)
- методы
- средства
- оборудование
Все это регламентировано и записано в специальной документации:
- образовательная программа
- годовой план
- поурочное планирование - конспекты занятий.
Этим занимается воспитатель, учитель, логопед, методист и министерство образования.
Если говорить очень узко и мелко, то на каждое занятие педагог имеет свой план. В идеале он выглядит как конспект занятия, который вы уже посмотрели. И если говорить предметно, то это бумага, на которой расписано всё занятие, начиная от целей и задач, до поминутно расписанного хода занятия. На практике у любого более-менее опытного педагога этот план лежит в голове.
2. Что такое "игра на развитие..."
"Игра на развитие...." это ээээ.... А понятия "игры на развитие..." в педагогике не существует. Но, конечно, каждая игра развивает ребенка. В педагогике существует понятие "игра". Вот, что оно из себя представляет:
Игра - это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания. Ну то есть игра - это вид деятельности ребенка, если это самостоятельная игра и средство воспитания, если игра дидактическая. И все они развивают ребенка.
Вспомним схему из статьи "Волшебная таблетка...". (Ее можно вспомнить по этой ссылке) Какие виды детской деятельности мы знаем?
Вообще игры бывают очень разные. Игры бывают: дидактические, сюжетно-ролевые, процессуальные, манипулятивные, игры-драматизации, игры с правилами и разные другие игры.
3. Сравнительная характеристика двух не сравниваемых вещей.
В отличие от игры, у ребенка нет такого вида деятельности, как "занятие". Потому что занятие - это вообще не разновидность детской деятельности. Занятие - это специально поставленный педагогический процесс, который включает в себя разные виды деятельности, - будь то рисование, конструирование (продуктивные виды деятельности), двигательная деятельность, конечно, игра и многое другое (если речь идет о дошкольниках). Учебная деятельность так же присутствует в видах деятельности, но и она не охватывает всего того, что представляет собой занятие. Но мы не будем лезть в эти дебри. Все дебри можно изучить в педагогическом университете.
Таким образом, "занятие" - понятие намного шире, чем "игра":
Занятие по развитию чего-нибудь строится исходя из:
- ведущей деятельности ребенка конкретного возраста
- индивидуальных потребностей детей (или группы детей с общими особенностями и потребностями)
- образовательной программы
Исходя из потребностей ребенка или группы детей педагог, логопед, дефектолог, сурдопедагог будет решать - что нужно дать? Как это дать? Что мы будем делать - писать или скакать? От понимания норм развития, к типам нарушений психического развития далее к специфике психического развития при конкретном нарушении и к уровню развития ребенка, индивидуальным особенностям ребенка и даже к его предпочтениям - исходя из всего этого и не только этого в рамках образовательной программы или методики педагог разрабатывает план своей деятельности, ее цели и задачи и не только это, составляет учебный план и план отдельного занятия.
Поэтому прежде, чем взять "игру на развитие...", нужно определиться с состоянием ребенка, с целями, которые вы хотите достигнуть и поставить задачи. А не наоборот. Опытный педагог составит этот план. Опытный родитель, который под руководством педагога успешно занимается со своим ребенком уже не первый год, интуитивно учитывает все эти моменты. Он берет с полки магазина сборник "игр на развитие..." и, полистав его, возвращает на место. "Нам это не подходит. Нам это уже не нужно", - заключает он. Это опыт. Он приходит со временем и работой. Но иногда он приходит слишком поздно. А иногда не приходит вовсе.
4. Для чего нужны все эти ненужные нудные муторные моменты?
Буквы - и для глухого, и для слепого - буквы. Счет и помидоры остаются счетом и помидорами для всех детей. Какая разница?
К сожалению, непонимание этих, на первый взгляд, ненужных муторных нудных моментов - типы нарушенного развития, специфика, индивидуальные особенности, - влечет за собой формирование у детей навыков, которые не включаются в познавательную деятельность ребенка. Происходит формирование навыка ради навыка.
Что это значит на конкретных примерах?
- Ребенок читает, но не понимает.
- Ребенок знает буквы, но не читает.
- Ребенок считает, но не использует полученные знания. Ребенок выучил последовательность из десяти слов - "один, два, три...", но он не может сосчитать грибочки. Он не берет три грибочка, он не соотносит три грибочка с тремя пальцами или с цифрой 3.
- Ребенок повторяет, но не понимает.
- Эхолаличная речь. Аутизм??? О, нет, не всегда.
- Непонимание вопросов, грамматических форм, неправильный порядок слов.
- Трудности в обучении в школе при казалось бы хорошем уровне развития речи и слуха.
- И многое другое.
Знакомо? Сталкиваясь с такими проблемами, родители обращаются к дефектологу, и первое, что он спрашивает: "Зачем вы учились читать?", "как учились считать?". Нет, эти вопросы не равносильны словам "не надо было это делать...". Все следует понимать буквально: какую цель вы ставили, когда начинали учиться читать и каким образом вы это делали? Нужно найти ответ. И если ответ "я не знаю", следует дать его, как есть. Бывает, прежде, чем научить ребенка навыкам (и включить их в систему работы познавательной деятельности), педагогу-дефектологу приходится распутывать крепко завязанный ком путаницы в голове ребенка. Это занимает драгоценное время. Не только родители, но бывает и некоторые логопеды допускают подобные ошибки по незнанию, по неопытности в теме. Плохо? Не мне судить. Никто не знает все.
5. А что делать родителям? Моё субъективное мнение.
1. Обследовать ребенка.
2. Найти педагога-дефектолога.
3. Разработать с педагогом план и цели занятий.
4. Регулярно посещать занятия или посещать их регулярными курсами.
5. Выполнять домашнее задание.
6. И потом, когда это все будет сделано, можно играть себе на здоровье, подбирая игры с полным пониманием того, что и зачем нужно делать.
6. Вывод:
1. Когда мы говорим об "играх, направленных на..." и о занятиях, мы говорим об абсолютно разных вещах. О, это даже не сравнение борщ - харчо или борщ - капуста. Это сравнение борщ - кирпич.
2. В идеале моего видения занятие составляет и организует педагог, родители выполняют домашнее задание, а после этого используют "игры на развитие...".
3. Скидать в одно занятие кучу разных "игр на развитие" - не равно занятие.
4. Если у вас ну совсем нет сурдопедагога на необитаемом педагогами-дефектологами острове, нужно обратиться к дефектологу в ЛПУ, в котором наблюдается ваш ребёнок или пройти курс реабилитации (они есть). Для вас составят план на несколько недель или месяцев и дадут рекомендации. Исходя из них, вы сможете более грамотно подбирать "игры на развитие...".
5. Самый большой сборник "игр на развитие...", к сожалению, не заменит ребенку коррекционно-развивающий процесс.
Предыдущая статья - "Как начать читать глухому ребенку книги?"
Следующая статья - "Об игровой деятельности"