Конкуренция на маркетплейсах только усиливается, выходит все больше продавцов малого и среднего бизнеса, притом «не дремлют» и зарубежные предприниматели.
Объемы продаж МП неутомимо растут, что показывают последние исследования. Делимся с вами их результатами и последними новостями площадок, чтобы вы смогли «держать руку на пульсе».
Итоги года: WB и Ozon в топ-10 маркетплейсов мира
Маркетплейсы практически «берут под контроль» рынок онлайн-торговли. Если посмотреть на рейтинг крупнейших сайтов электронной коммерции, опубликованный Webretailer, то можно увидеть интересные цифры:
- первое место ожидаемо оккупировал Amazon, у которого широкий географический охват и 9,7 млн продавцов;
- на втором месте уверенно себя чувствует eBay, ведь у него 132 млн покупателей по всему миру;
- на третьем — AliExpress, который поддерживает 16 языковых версий;
- Wildberries занял 6 место, а Ozon — 7. Наши маркетплейсы вошли в десятку!
Мы внимательно изучили результаты исследования «Выбор брендов на маркетплейсах» от Data Insight и Мегамаркет. Делимся основными фактами:
- за последние полгода 84% опрошенных покупали товары на маркетплейсах;
- 80% делают покупки от 2-3 раз в месяц;
- 46% респондентов не против знакомства с новыми брендами и приобретают товары не только известных марок;
- 35% покупателей, принимая решение о покупке, ориентируются на отзывы: 30% — на рекомендации друзей, на цены — 25%. Притом 51% респондентов заявили о необходимости наличия положительных отзывов. Ключевым фактором выбора остается качество;
- 46% опрошенных узнают о новинках через товарную выдачу, а 32% — через раздел с рекламой и подборками товаров на главной странице.
Рекомендуем познакомиться с исследованием поближе и внимательно изучить: его цифры пригодятся при разработке стратегии продвижения на торговых площадках.
Еще 26 декабря WB анонсировал новые тарифные опции для продавцов. 12 февраля еще одна новость: у селлеров появилась возможность получить значок «Премиум продавец», который будет отображаться на странице магазина и в карточке товара. Но для его получения недостаточно оплаты тарифной опции «Премиум»: необходимо также иметь рейтинг от 4,5.
Как заявляет сама площадка, такая функция способствует повышению доверия клиентов и вероятности совершения покупки.
Приложение Wildberries — лидер по скачиванию в РФ в 2023 году
Склонение пользовательских предпочтений в сторону онлайн-покупок неоспоримо.
Поэтому не так уж удивительно, что приложение от WB обогнало Telegram и побило рекорды по скачиванию за 2023 год: 29,7 млн загрузок, что сдвинуло последнего на второе место.
В тройке лидеров оказался Авито, который загрузили 20,67 млн раз.
На четвертом месте TikTok, а на пятом — Ozon.
Если же оценивать ситуацию в общем, то складывается интересная картина: количество загрузок российских маркетплейсов (WB, Ozon, Яндекс Маркет и Мегамаркет) выросло на 33% по сравнению с прошлым годом и составили 63 млн.
Нишевые торговые площадки
Успеха добиваются не только WB и Ozon: как показывает исследование Data Insight и Tinkoff eCommerce, оборот нишевых маркетплейсов увеличился на 27% за 2023 год.
Нишевый маркетплейс — площадка онлайн-торговли, которая специализируется на продаже услуг/товаров в узкой нише рынка или ориентируется на ограниченную аудиторию покупателей. К ним можно отнести Lamoda, ВсеИнструменты.ру, «М.Видео» и другие.
Например, оборот «М.Видео» увеличился вдвое в 2023 году по сравнению с прошлым.
Что важно: если тенденции развития сохранятся, то уже в 2026 году объем продаж нишевых маркетплейсов достигнет 1 трлн руб.!
«Обратная сторона медали»
Конечно, не все в восторге от работы маркетплейсов, притом недовольных можно найти не только среди покупателей, но и среди селлеров.
Активно обсуждается появление на российском рынке продавцов из Китая. В своем Telegram-канале мы делились экспертным мнением по этому поводу и объяснили, почему не стоит паниковать.
Удовлетворенность покупателей после взаимодействия с МП тоже сомнительна, судя по результатам опроса:
- 42% респондентов сталкивались с какими-либо сложностями и проблемами на площадках;
- 22% опрошенных отмечают нарушение сроков доставки;
- 16% расстроены получением поврежденного или несоответствующего описанию товара.
Известно, что селлеры обратились в ФАС с просьбой проверить работу площадок на навязывание условий. Все дело в Индексе цен, из-за которого продавцы попадают в невыгодные для себя условия.
Об этом механизме и других нововведениях мы писали здесь.
«Впереди планеты всей»
Как можно видеть, все исследования подтверждают безусловное лидерство маркетплейсов на рынке онлайн-торговли. Безусловно, они будут его сохранять путем постоянного развития и внедрения новых инструментов.
Например, запуск медийной рекламы на Яндекс Маркете теперь доступен и внешним рекламодателям. При этом можно не только запустить баннер, но и сгенерировать для него изображение и заголовок с помощью нейросети.
Еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в нашем telegram-канале.
До связи!