Найти в Дзене
Больше, чем ХАССП

Как заставить сотрудников учиться?

Спойлер: никак.

Давайте посмотрим правде в глаза. Слово «обучение» редко вызывает большую радость: перегруженные сотрудники не хотят отрываться от своих рабочих задач и обязанностей, тратить свое личное время. Некоторые могут даже разглядеть угрозу в обучении: вдруг обязанностей станет больше? Работали много лет так, зачем что-то менять?

Но факт остается фактом: обучение по-прежнему является лучшим способом развить компетенции, повысить производительность и подняться по карьерной лестнице.

Приказ в обязательном порядке пройти обучение  повысит посещаемость, но не мотивацию. А ведь именно она  превращает интерес к предмету и желание расти в действие, заставляет искать и усваивать информацию.

И в первую очередь  нужно определить, что мешает сотрудникам проявлять интерес к обучению. Возможные  препятствия и варианты их преодоления:

1. Отсутствие мотивации и вовлеченности.

А зачем мне это надо?

Решение. Необходимо понять потребности и надежды сотрудников, которых могут затронуть изменения после обучения, пояснить выгоды получения новых знаний (от карьерного роста до повышения оплаты труда). В этом случае может помочь анкетирование, беседы, опросы.

2. Недостаток концентрации.

Напряженный рабочий день, полный многозадачности и коммуникаций серьезно отражается на способности фокусироваться.

Решение. Согласуйте и выделите время на обучение в течение рабочего дня. Освободите персонал на время обучения от второстепенных задач. Заранее подготовьте обучающихся к риску снижения внимания, порекомендуйте техники по концентрации.

3. Негативный прошлый опыт обучения.

Каждый из нас  имеет негативный опыт обучения, например, все сталкивались с неприятным или нудным преподавателем в школе, вузе или даже на предприятии.

Решение.  Создайте благоприятную атмосферу, стимулирующую к свободному и откровенному выражению своего мнения. Перед разработкой обучения проведите опрос о прошлом опыте, ожиданиях, о том, что ваши сотрудники  ценят в обучении. Выбирая преподавателя - тренера, соберите отзывы о нем в профильных сообществах.

4. Негативные установки.

Многие сотрудники (особенно взрослые) ставят перед собой ограничения, полагая себя неспособными и/или слишком старыми, чтобы учиться.

Решение. Как и в предыдущем пункте, поможет дружелюбная открытая атмосфера, дающая возможность конструктивно обсудить эти страхи. Если позволяют ресурсы, организуйте техническую и менторскую поддержку.

5. Недостаток технических навыков.

Не у всех сотрудников одинаковый уровень технической и цифровой грамотности.

Решение. Заложите дополнительное время на  навигацию по обучающим ресурсам. Можно выделить наставника для помощи.

6. Скука.

Решение. Разрабатывайте материалы и обучающие сценарии, отталкиваясь от потребностей аудитории. Убедитесь в адекватности уровней сложности контента и заданий: они должны быть не слишком простыми, чтобы не стало скучно, но и не слишком сложными, чтобы не была потеряна мотивация идти дальше.

7. Слабое профессиональное сообщество и отвлекающее рабочее окружение.

Непонятные термины, читка текста, отсутствие практической применимости учебного материала могут свести на нет всю подготовительную работу.

Решение. Разрабатывайте материалы и обучающие сценарии, отталкиваясь от потребностей аудитории, уровня знаний, функционала. Убедитесь в адекватности уровня сложности контента и заданий. Они должны быть не слишком простыми, чтобы не стало скучно, но и не слишком сложными, чтобы не была потеряна мотивация идти дальше, и самооценка не снизилась.

8. Отсутствие  целеполагания и ресурсов.

Это самый вредоносный барьер. Если люди не понимают, какую пользу принесет тренинг, какие ресурсы будут доступны, они и не захотят учиться.

Решение. Ставьте четкие цели перед каждой учебной задачей, связывайте их с профессиональными и рабочими задачами, а также предоставляйте результаты применения новых навыков с примерами, прогнозами, будущими выгодами.

9. Недостаток времени.

Когда у сотрудника много работы, она остается в приоритете. Несмотря на то, что развитие навыков принесет больше пользы в долгосрочной перспективе, он не может игнорировать срочные задачи, от которых не обещают освободить на время учебы.

В следующей статье мы рассмотрим как повысить мотивацию сотрудников к обучению.

Какие препятствия есть у вас?