Спойлер: никак.
Давайте посмотрим правде в глаза. Слово «обучение» редко вызывает большую радость: перегруженные сотрудники не хотят отрываться от своих рабочих задач и обязанностей, тратить свое личное время. Некоторые могут даже разглядеть угрозу в обучении: вдруг обязанностей станет больше? Работали много лет так, зачем что-то менять?
Но факт остается фактом: обучение по-прежнему является лучшим способом развить компетенции, повысить производительность и подняться по карьерной лестнице.
Приказ в обязательном порядке пройти обучение повысит посещаемость, но не мотивацию. А ведь именно она превращает интерес к предмету и желание расти в действие, заставляет искать и усваивать информацию.
И в первую очередь нужно определить, что мешает сотрудникам проявлять интерес к обучению. Возможные препятствия и варианты их преодоления:
1. Отсутствие мотивации и вовлеченности.
А зачем мне это надо?
Решение. Необходимо понять потребности и надежды сотрудников, которых могут затронуть изменения после обучения, пояснить выгоды получения новых знаний (от карьерного роста до повышения оплаты труда). В этом случае может помочь анкетирование, беседы, опросы.
2. Недостаток концентрации.
Напряженный рабочий день, полный многозадачности и коммуникаций серьезно отражается на способности фокусироваться.
Решение. Согласуйте и выделите время на обучение в течение рабочего дня. Освободите персонал на время обучения от второстепенных задач. Заранее подготовьте обучающихся к риску снижения внимания, порекомендуйте техники по концентрации.
3. Негативный прошлый опыт обучения.
Каждый из нас имеет негативный опыт обучения, например, все сталкивались с неприятным или нудным преподавателем в школе, вузе или даже на предприятии.
Решение. Создайте благоприятную атмосферу, стимулирующую к свободному и откровенному выражению своего мнения. Перед разработкой обучения проведите опрос о прошлом опыте, ожиданиях, о том, что ваши сотрудники ценят в обучении. Выбирая преподавателя - тренера, соберите отзывы о нем в профильных сообществах.
4. Негативные установки.
Многие сотрудники (особенно взрослые) ставят перед собой ограничения, полагая себя неспособными и/или слишком старыми, чтобы учиться.
Решение. Как и в предыдущем пункте, поможет дружелюбная открытая атмосфера, дающая возможность конструктивно обсудить эти страхи. Если позволяют ресурсы, организуйте техническую и менторскую поддержку.
5. Недостаток технических навыков.
Не у всех сотрудников одинаковый уровень технической и цифровой грамотности.
Решение. Заложите дополнительное время на навигацию по обучающим ресурсам. Можно выделить наставника для помощи.
6. Скука.
Решение. Разрабатывайте материалы и обучающие сценарии, отталкиваясь от потребностей аудитории. Убедитесь в адекватности уровней сложности контента и заданий: они должны быть не слишком простыми, чтобы не стало скучно, но и не слишком сложными, чтобы не была потеряна мотивация идти дальше.
7. Слабое профессиональное сообщество и отвлекающее рабочее окружение.
Непонятные термины, читка текста, отсутствие практической применимости учебного материала могут свести на нет всю подготовительную работу.
Решение. Разрабатывайте материалы и обучающие сценарии, отталкиваясь от потребностей аудитории, уровня знаний, функционала. Убедитесь в адекватности уровня сложности контента и заданий. Они должны быть не слишком простыми, чтобы не стало скучно, но и не слишком сложными, чтобы не была потеряна мотивация идти дальше, и самооценка не снизилась.
8. Отсутствие целеполагания и ресурсов.
Это самый вредоносный барьер. Если люди не понимают, какую пользу принесет тренинг, какие ресурсы будут доступны, они и не захотят учиться.
Решение. Ставьте четкие цели перед каждой учебной задачей, связывайте их с профессиональными и рабочими задачами, а также предоставляйте результаты применения новых навыков с примерами, прогнозами, будущими выгодами.
9. Недостаток времени.
Когда у сотрудника много работы, она остается в приоритете. Несмотря на то, что развитие навыков принесет больше пользы в долгосрочной перспективе, он не может игнорировать срочные задачи, от которых не обещают освободить на время учебы.
В следующей статье мы рассмотрим как повысить мотивацию сотрудников к обучению.
Какие препятствия есть у вас?