Вчера вечером в Брюсселе было заключено соглашение о налогово-бюджетной реформе между представителями ЕвроКомиссии, ЕвроПарламента и Совета ЕС: страны не придумали ничего лучше, чем вернуться к старым, отмененным во времена пандемии, маастрихтским параметрам — госдолг в 60% ВВП и дефицит бюджета 3% ВВП.
Очевидно, в нынешней ситуации это не работает — многие страны очень далеко ушли от этих параметров и более того, они явно не планируют к ним возвращаться.
Соглашение, чтобы стать законом, нуждается в одобрении национальных правительств и Евросовета. Как возьмут на себя такие обязательства правительства Франции (долг 112% ВВП), Италии (141%), Испании (111%) — трудно себе представить. Из крупных стран ЕС только Германия (65%) имеет шансы уложиться в эти показатели в ближайшие годы.
Обязательства по бюджетной и долговой политике в ЕС должны быть, чтобы не допускать коллизий вроде греческого долгового кризиса 2010-15 годов. Но слишком разные эти страны - Германия или Франция легко справятся с долгом 100%+ ВВП. А какая-нибудь Эстония может оказаться в кризисе при 30%.
Надо разрабатывать совершенно новые критерии, чтобы избегать долговых кризисов и учитывать возможности стран, а не ставить заведомо невыполнимые рамки. Но идей, как это сделать справедливо, у ЕС пока нет.
Не то чтобы их невозможно придумать. Например, попробовать динамические критерии (ограничивать скорость роста госдолга) или иметь лимиты только на дефицит бюджета, без ограничений на долг. Контролировать процент, выплачиваемый по гособлигациям, или уровни кредитного дефолт-свопа. Чисто экономически что-то придумать было бы можно.
Но вот согласовать это всеми 27-ю странами ЕС будет трудновато. И все равно стоило бы пойти именно по этому пути. Формула 60%/3% откровенно оторвана от жизни. И, кстати, не уберегла от греческого кризиса.