Найти тему
Сады и цветы

Прекрасный "Сад прерий" в Ботаническом саду Свято-Алексиевской Пустыни, 150 фото

«Моё самое большое вдохновение исходит от природы, и я, конечно, не ставлю себе задачу её скопировать, но уловить её эмоции для меня важно. Я стараюсь передать своё впечатление от дикой природы…»
Пит Удольф

Сегодня трудно представить себе сад без многолетних цветущих растений, но ведь именно такими были когда-то сады. С некоторыми исключениями, касающимися в основном английских садов за пару десятилетий перед Первой мировой войной, сады представляли из себя набор кустарников и однолетников (таких, как например, петунии) или теплолюбивых многолетников (таких, как например, пеларгонии). В Англии на грани 20-го столетия уже существовали сады многолетников, но они были многосложными и требовали высококвалифицированного и трудозатратного ухода, и только единицы из них пережили потерю людских и денежных ресурсов, принесенных Первой мировой.

1 Луки анзуры, Молочай Гриффита
1 Луки анзуры, Молочай Гриффита

В период между двумя войнами садоводство увидело расцвет новых идей в лице Карла Фёрстера, предложившего садовой публике посадки природного стиля с использованием красиво цветущих многолетников и декоративных трав. Это стало началом революции в подходе к традиционному садоводству. Однако, в течение десятилетий, последовавших за Второй мировой, в садоводстве произошёл откат к традиционному стилю с доминированием однолетних растений в компании с устоявшимся набором кустарниковых и древесных.

2
2

И только в последние десятилетия 20-го века началось возрождение интереса к садам многолетних растений – кинутое Карлом Фёрстером «зерно» проросло и дало плод. Появилась целая плеяда садовых деятелей - таких как Пит Удольф в Голландии, Кассиан Шмидт в Германии, Рой Диблик в США, Найджел Даннет в Англии, - исповедавших новую садовую веру, канонами которой стали природный стиль, имитация природных ландшафтов, использование устойчивых, долголетних (так называемых настоящих) травянистых многолетников, широкое применение декоративных трав.

3
3

Поэтому, когда летом 2008 года мне передали целинный, заросший жирными сорняками участок размером в примерно 2.5 сотки с пожеланиями "устроить на нем аптекарский огород или красивый палисадник", сомнений не было, что сажать нужно травянистые многолетники в стиле натургарден. И да простят меня любители классических английских миксбордеров, мне претят вылизанные сады, идеально отбитая линия между выстриженным газончиком и аккуратненьким миксбордером с ровненько подстриженными отцветшими многолетниками. Я – за натургарден, за укрощённую, а местами и не очень, иногда нарочитую, но всегда вызывающую зрительный восторг стихию, когда вдруг кто-то вылезает за отведенные границы или сюрпризом выстреливает в неожиданном месте, или показывает эстетику сезонного отмирания, а все вместе создают дышащее, динамичное, колышущееся, жужжащее, порхающее, шуршащее, шелестящее, естественное ЖИВОЕ пространство.

4 На заднем плане Телекия прекрасная и Вероникаструм 'Fascination'
4 На заднем плане Телекия прекрасная и Вероникаструм 'Fascination'

К тому времени у нас уже существовал ботанический сад (как одно из подразделений Объединённых музеев Свято-Алексиевской Пустыни) и хотелось как-то связать воедино разрозненные и разбросанные по территории коллекции растений. Первая возникшая идея была - разбить "солнечный миксбордер" из преимущественно желтых многолетников. Поэтому пионерами-переселенцами стали несколько видов и сортов бузульника, небольшая коллекция девясилов, телекия и термопсис каролинский. Взяв лопаты, мы втроём, вместе с сыном и моим хорошим другом и коллегой Ириной Бондориной, споро и весело "предали целинной земле" эту первую коллекцию в желтых тонах.

5 Первый поселенец сада - Бузульник Фишера
5 Первый поселенец сада - Бузульник Фишера

Однако, довольно скоро стало понятно, что один жёлтый цвет — это скучно, просто и плоско (не даёт объёма). К тому же, хотелось объединяющей темы, а не просто нагромождения разных многолетников. И тема постепенно рождалась в путешествиях по ботаническим и тематическим садам Европы, во многих из которых экспонировались многолетние травы и природные сообщества, в чтении книг про природные сады и имитации природных ландшафтов. К тому времени у меня уже существовала кое-какая коллекция северо-американских многолетников и трав, включая флоксы, посконники, клопогоны, вероникаструмы, монарды, золотарник, лилейники и некоторые другие, часть из которых считаются чисто прерийными, как например, астры, эхинацеи, лиатрис, амсония, андропогон, споробол, просо. Поэтому решено было на этом небольшом участке земли, с одной стороны, разместить коллекцию многолетников флоры Северной Америки, а с другой, попробовать создать имитацию растительного сообщества североамериканских прерий. Так стал рождаться тематический сад под условным названием «Прерии».

6 Перовския, Флокс , Ковыль волосовидный
6 Перовския, Флокс , Ковыль волосовидный

А что такое прерии ? Прерия – (от фр. prairié, прэри́) означает «луг», «луговина» и является североамериканской формой степи. Разнообразная травянистая растительность является главным компонентом прерийной экосистемы Северной Америки. Прерии обладают умеренным континентальным климатом, который характеризуется горячими летними периодами и холодными зимами. Осадков на прериях мало, поэтому они являются сухими районами. Это описание прерий как нельзя лучше подходило к нашим местным исключительно засушливым условиям на юге Ярославской области с холодной зимой и, порой, жаркими, изнуряющими летами. К тому же, в то время искомый участок освещался солнцем полный день и заимствованный пейзаж представлял собой с 3х сторон приятные глазу луговые просторы, а с четвёртой старинную (19 век) липовую аллею. Сегодня, увы, всё сильно изменилось не в лучшую сторону. К стартовым условиям также можно добавить местную почву – рыжую, «кирпичную» (и плодородную, судя по сорнякам) глину и перманентные ветра, овевающие со всех сторон наши сады, находящиеся на возвышенности.

7
7

Несомненно, оптимальный способ создания любого вида искусственного растительного сообщества – это полная обработка участка от сорняков с последующей, практически одновременной высадкой всех участников создаваемого ландшафта. Но данный метод требует больших трудозатрат, солидного финансирования и одномоментного наличия всего высаживаемого ассортимента, что в наших условиях было нереально. Поэтому засадка наших «прерий» происходила поэтапно – отвоевывался от сорняков очередной участок и в нем сажалась композиция из наличествующих многолетников и трав. Единственно, что было сделано сразу это отбивка бордюрным камнем границ участка и создание по периметру участка, принявшего форму пятиугольника, дорожки из трамбованного мелкого гравия, которая явилась как бы рамой к создаваемой ландшафтной картине.

А через несколько лет вдоль длинной стороны пятиугольника «Прерий» появился заимствованный пейзаж – был построен японский павильон, относящийся к японскому саду (расположившемуся по другую сторону липовой аллеи), а затем и домик в японском стиле для садовых инструментов. Настоящая прерия, как и луговая степь, богата разнотравьем. Из-за того, что растения цветут в разное время, наблюдается четкая смена аспектов – весенних с конца марта, затем различных летних; в начале сентября развитие большинства видов заканчивается. Нам же хотелось обеспечить непрерывное цветение в течение 5 месяцев вегетации – с апреля по октябрь. Поэтому были посажены сезонные группы поддержки прерийным и североамериканским растениям. Ранней весной цветение открывают крокусы, ириодиктум, тюльпаны, нарциссы, затем гиацинты, адонис, прострелы.

Позже к ним присоединяются луки анзуры, молочай Гриффита. В раннее лето на садовую сцену выходят две голубые звезды прерий – амсония и камассия, яркий акцент даёт махровая лихнис-смолка.

Летом присоединяются долгоцветущие многолетники (виды и сорта горца, калимерис, кровохлёбки, дербенник) и растения, заполняющие своим цветением межсезонья (ранние астры, акониты, буквицы, видовые лилии, шалфеи, синеголовники, астранция). В качестве интересных сезонных доминант были поселены степной клематис цельнолистный и две чемерицы – чёрная и Лобеля.

Здесь нужно честно признаться, что извечный конфликт между гармоничным ландшафтом и разнообразием видов на таком небольшом участке преодолеть не удалось, ботанический сад взял верх, присутствует некоторая перенасыщенность видами. Последняя смягчается обилием декоративных трав, выходящих на сцену во второй половине лета, – видов и сортов вейника, споробола, андропогона, просо, молиний, овсяниц, сеслерий, мискантусов, сподиопогона и прочих.

Постепенно, в процессе «прерийного» эксперимента пришлось частично или полностью отказаться от злостных «сеятелей» - щучки дернистой, молочаев сладкого и многоцветного, некоторых золотарников, астранции, посконника коноплёвого и «монстра» леймуса песчаного, который умудрился уйти их трёх железных вёдер с дном (!) и простегать своими столонами несколько квадратных метров участка. Некоторые же многолетники, такие как эхинацея пурпурная, телекия и бузульники зубчатые служат неиссякаемым источником посадочного материала для окрестных цветоводов.

В компанию к многолетникам было подсажено несколько кустарников-акцентов – две бузины, ‘Black Lace’ и ‘Guincho Purple’, с роскошного цвета листьями, стабильно обмерзающие и ведущие себя (почти) как травянистые многолетники, барбарис Тунберга ‘Rose Glow’, спирея ‘Macrophylla’ c огромными краснеющими листьями и, наконец, обожаемые мной скумпии ‘Royal Purple’ и ‘Young Lady’, которые каждый год распушают свои «парики» и производят теперь на свет чудесное и горячо приветствуемое потомство маленьких «скумпят».

На этой территории также разместилась бо́льшая часть нашей коллекции многолетних астр, которые начинают цветение в июне и заканчивают с образованием устойчивого снегового покрова. Сегодня в «Прериях» произрастает 200плюс многолетников. И не все из них, конечно, являются строго прерийными, но все вместе создают физиономическую имитацию, художественный образ прерий.

За годы сад превратился в экспериментальную площадку. Здесь изучается поведение многолетников в сообществе с точки зрения их ландшафтных достоинств, экологии, трудозатрат по уходу, влияния нашего, во многом неблагоприятного климата на развитие растений. Результаты интродукции и исследований отражены в материалах ботанического сада, регулярно публикуемых в ВК vk.com/botsadsap (@botsadsap) и запрещенной ныне Instagram (@avirinagram).

Увы, за годы существования сада выявилась пара проблем, предвидеть которые было невозможно. Во-первых, я уже упоминала старинную липовую аллею, которая протянулась вдоль самой длинной стороны сада. Так вот, старинные «благородные» липы за годы превратились в ненасытных монстров, высасывающих разросшимися в благодатных условиях корнями из грунта всю влагу и питательные вещества, не оставляя ничего растениям. К тому же, за это время липы нарастили огромные щупальца-ветви, простирающиеся теперь над территорией и не дающие ни солнцу, ни дождю пробиться к растениям. Никогда не сажайте растения вблизи лип (особенно возрастных и не сортовых), они их задушат сверху ветвями, снизу корнями, в первой половине лета закапают округу вязкими выделениями липовой тли, позже в сезоне засыпят черным порошком сажистого гриба, осенью закидают плотным покровом больной листвы, а весь сезон будут являться инкубатором тысяч сокососущих клопов-солдатиков. Во-вторых, не был учтён фактор целой своры бродячих (и пригретых!) кошек, которые принесли, и до сих пор приносят, много проблем и безвозвратных потерь деревьев и растений.

Теперь по прошествии 15-ти лет, даже при наличии некоторых вышеописанных удручающих проблем, могу сказать, что в целом, проект, скорее, удался. Сад вызывает неподдельный интерес (и другие весьма положительные эмоции) у гостей и экскурсантов, любим местными жителями, в саду проводятся уроки живописи и ботаники. С ранней весны до поздней осени сад является источником нектара для многочисленной армии опылителей, в яркий солнечный день все посадочные места на шалфеях, эхинацее, посконниках, клопогонах, астрах бывают разобраны.

За последние годы появилась новая территория, условно названная «Астрал» (для размещения на ней коллекции многолетних астр и их свиты), именно сюда постепенно переезжает растительная элита из «Прерий», но это уже другая история… Процесс этот, наверное, нескончаем и ограничен только годами жизни садовника. Как говорил Карл Фёрстер: «Если бы мне довелось родиться во второй раз, я бы опять стал садовником. И в третий тоже… Одной человеческой жизни для этой профессии слишком мало.»

Текст и фото: Ирина Авраамова, заведующая Ботаническим садом Свято-Алексиевской Пустыни

Анонсы канала в мессенджере Telegram, группе "Сады и цветы" вКонтакте и на Одноклассниках, канал Ютуб, профиль в фотобанке Shutterstock.