«Моё самое большое вдохновение исходит от природы, и я, конечно, не ставлю себе задачу её скопировать, но уловить её эмоции для меня важно. Я стараюсь передать своё впечатление от дикой природы…»
Пит Удольф
Сегодня трудно представить себе сад без многолетних цветущих растений, но ведь именно такими были когда-то сады. С некоторыми исключениями, касающимися в основном английских садов за пару десятилетий перед Первой мировой войной, сады представляли из себя набор кустарников и однолетников (таких, как например, петунии) или теплолюбивых многолетников (таких, как например, пеларгонии). В Англии на грани 20-го столетия уже существовали сады многолетников, но они были многосложными и требовали высококвалифицированного и трудозатратного ухода, и только единицы из них пережили потерю людских и денежных ресурсов, принесенных Первой мировой.
В период между двумя войнами садоводство увидело расцвет новых идей в лице Карла Фёрстера, предложившего садовой публике посадки природного стиля с использованием красиво цветущих многолетников и декоративных трав. Это стало началом революции в подходе к традиционному садоводству. Однако, в течение десятилетий, последовавших за Второй мировой, в садоводстве произошёл откат к традиционному стилю с доминированием однолетних растений в компании с устоявшимся набором кустарниковых и древесных.
И только в последние десятилетия 20-го века началось возрождение интереса к садам многолетних растений – кинутое Карлом Фёрстером «зерно» проросло и дало плод. Появилась целая плеяда садовых деятелей - таких как Пит Удольф в Голландии, Кассиан Шмидт в Германии, Рой Диблик в США, Найджел Даннет в Англии, - исповедавших новую садовую веру, канонами которой стали природный стиль, имитация природных ландшафтов, использование устойчивых, долголетних (так называемых настоящих) травянистых многолетников, широкое применение декоративных трав.
Поэтому, когда летом 2008 года мне передали целинный, заросший жирными сорняками участок размером в примерно 2.5 сотки с пожеланиями "устроить на нем аптекарский огород или красивый палисадник", сомнений не было, что сажать нужно травянистые многолетники в стиле натургарден. И да простят меня любители классических английских миксбордеров, мне претят вылизанные сады, идеально отбитая линия между выстриженным газончиком и аккуратненьким миксбордером с ровненько подстриженными отцветшими многолетниками. Я – за натургарден, за укрощённую, а местами и не очень, иногда нарочитую, но всегда вызывающую зрительный восторг стихию, когда вдруг кто-то вылезает за отведенные границы или сюрпризом выстреливает в неожиданном месте, или показывает эстетику сезонного отмирания, а все вместе создают дышащее, динамичное, колышущееся, жужжащее, порхающее, шуршащее, шелестящее, естественное ЖИВОЕ пространство.
К тому времени у нас уже существовал ботанический сад (как одно из подразделений Объединённых музеев Свято-Алексиевской Пустыни) и хотелось как-то связать воедино разрозненные и разбросанные по территории коллекции растений. Первая возникшая идея была - разбить "солнечный миксбордер" из преимущественно желтых многолетников. Поэтому пионерами-переселенцами стали несколько видов и сортов бузульника, небольшая коллекция девясилов, телекия и термопсис каролинский. Взяв лопаты, мы втроём, вместе с сыном и моим хорошим другом и коллегой Ириной Бондориной, споро и весело "предали целинной земле" эту первую коллекцию в желтых тонах.
Однако, довольно скоро стало понятно, что один жёлтый цвет — это скучно, просто и плоско (не даёт объёма). К тому же, хотелось объединяющей темы, а не просто нагромождения разных многолетников. И тема постепенно рождалась в путешествиях по ботаническим и тематическим садам Европы, во многих из которых экспонировались многолетние травы и природные сообщества, в чтении книг про природные сады и имитации природных ландшафтов. К тому времени у меня уже существовала кое-какая коллекция северо-американских многолетников и трав, включая флоксы, посконники, клопогоны, вероникаструмы, монарды, золотарник, лилейники и некоторые другие, часть из которых считаются чисто прерийными, как например, астры, эхинацеи, лиатрис, амсония, андропогон, споробол, просо. Поэтому решено было на этом небольшом участке земли, с одной стороны, разместить коллекцию многолетников флоры Северной Америки, а с другой, попробовать создать имитацию растительного сообщества североамериканских прерий. Так стал рождаться тематический сад под условным названием «Прерии».
А что такое прерии ? Прерия – (от фр. prairié, прэри́) означает «луг», «луговина» и является североамериканской формой степи. Разнообразная травянистая растительность является главным компонентом прерийной экосистемы Северной Америки. Прерии обладают умеренным континентальным климатом, который характеризуется горячими летними периодами и холодными зимами. Осадков на прериях мало, поэтому они являются сухими районами. Это описание прерий как нельзя лучше подходило к нашим местным исключительно засушливым условиям на юге Ярославской области с холодной зимой и, порой, жаркими, изнуряющими летами. К тому же, в то время искомый участок освещался солнцем полный день и заимствованный пейзаж представлял собой с 3х сторон приятные глазу луговые просторы, а с четвёртой старинную (19 век) липовую аллею. Сегодня, увы, всё сильно изменилось не в лучшую сторону. К стартовым условиям также можно добавить местную почву – рыжую, «кирпичную» (и плодородную, судя по сорнякам) глину и перманентные ветра, овевающие со всех сторон наши сады, находящиеся на возвышенности.
Несомненно, оптимальный способ создания любого вида искусственного растительного сообщества – это полная обработка участка от сорняков с последующей, практически одновременной высадкой всех участников создаваемого ландшафта. Но данный метод требует больших трудозатрат, солидного финансирования и одномоментного наличия всего высаживаемого ассортимента, что в наших условиях было нереально. Поэтому засадка наших «прерий» происходила поэтапно – отвоевывался от сорняков очередной участок и в нем сажалась композиция из наличествующих многолетников и трав. Единственно, что было сделано сразу это отбивка бордюрным камнем границ участка и создание по периметру участка, принявшего форму пятиугольника, дорожки из трамбованного мелкого гравия, которая явилась как бы рамой к создаваемой ландшафтной картине.
А через несколько лет вдоль длинной стороны пятиугольника «Прерий» появился заимствованный пейзаж – был построен японский павильон, относящийся к японскому саду (расположившемуся по другую сторону липовой аллеи), а затем и домик в японском стиле для садовых инструментов. Настоящая прерия, как и луговая степь, богата разнотравьем. Из-за того, что растения цветут в разное время, наблюдается четкая смена аспектов – весенних с конца марта, затем различных летних; в начале сентября развитие большинства видов заканчивается. Нам же хотелось обеспечить непрерывное цветение в течение 5 месяцев вегетации – с апреля по октябрь. Поэтому были посажены сезонные группы поддержки прерийным и североамериканским растениям. Ранней весной цветение открывают крокусы, ириодиктум, тюльпаны, нарциссы, затем гиацинты, адонис, прострелы.
Позже к ним присоединяются луки анзуры, молочай Гриффита. В раннее лето на садовую сцену выходят две голубые звезды прерий – амсония и камассия, яркий акцент даёт махровая лихнис-смолка.
Летом присоединяются долгоцветущие многолетники (виды и сорта горца, калимерис, кровохлёбки, дербенник) и растения, заполняющие своим цветением межсезонья (ранние астры, акониты, буквицы, видовые лилии, шалфеи, синеголовники, астранция). В качестве интересных сезонных доминант были поселены степной клематис цельнолистный и две чемерицы – чёрная и Лобеля.
Здесь нужно честно признаться, что извечный конфликт между гармоничным ландшафтом и разнообразием видов на таком небольшом участке преодолеть не удалось, ботанический сад взял верх, присутствует некоторая перенасыщенность видами. Последняя смягчается обилием декоративных трав, выходящих на сцену во второй половине лета, – видов и сортов вейника, споробола, андропогона, просо, молиний, овсяниц, сеслерий, мискантусов, сподиопогона и прочих.
Постепенно, в процессе «прерийного» эксперимента пришлось частично или полностью отказаться от злостных «сеятелей» - щучки дернистой, молочаев сладкого и многоцветного, некоторых золотарников, астранции, посконника коноплёвого и «монстра» леймуса песчаного, который умудрился уйти их трёх железных вёдер с дном (!) и простегать своими столонами несколько квадратных метров участка. Некоторые же многолетники, такие как эхинацея пурпурная, телекия и бузульники зубчатые служат неиссякаемым источником посадочного материала для окрестных цветоводов.
В компанию к многолетникам было подсажено несколько кустарников-акцентов – две бузины, ‘Black Lace’ и ‘Guincho Purple’, с роскошного цвета листьями, стабильно обмерзающие и ведущие себя (почти) как травянистые многолетники, барбарис Тунберга ‘Rose Glow’, спирея ‘Macrophylla’ c огромными краснеющими листьями и, наконец, обожаемые мной скумпии ‘Royal Purple’ и ‘Young Lady’, которые каждый год распушают свои «парики» и производят теперь на свет чудесное и горячо приветствуемое потомство маленьких «скумпят».
На этой территории также разместилась бо́льшая часть нашей коллекции многолетних астр, которые начинают цветение в июне и заканчивают с образованием устойчивого снегового покрова. Сегодня в «Прериях» произрастает 200плюс многолетников. И не все из них, конечно, являются строго прерийными, но все вместе создают физиономическую имитацию, художественный образ прерий.
За годы сад превратился в экспериментальную площадку. Здесь изучается поведение многолетников в сообществе с точки зрения их ландшафтных достоинств, экологии, трудозатрат по уходу, влияния нашего, во многом неблагоприятного климата на развитие растений. Результаты интродукции и исследований отражены в материалах ботанического сада, регулярно публикуемых в ВК vk.com/botsadsap (@botsadsap) и запрещенной ныне Instagram (@avirinagram).
Увы, за годы существования сада выявилась пара проблем, предвидеть которые было невозможно. Во-первых, я уже упоминала старинную липовую аллею, которая протянулась вдоль самой длинной стороны сада. Так вот, старинные «благородные» липы за годы превратились в ненасытных монстров, высасывающих разросшимися в благодатных условиях корнями из грунта всю влагу и питательные вещества, не оставляя ничего растениям. К тому же, за это время липы нарастили огромные щупальца-ветви, простирающиеся теперь над территорией и не дающие ни солнцу, ни дождю пробиться к растениям. Никогда не сажайте растения вблизи лип (особенно возрастных и не сортовых), они их задушат сверху ветвями, снизу корнями, в первой половине лета закапают округу вязкими выделениями липовой тли, позже в сезоне засыпят черным порошком сажистого гриба, осенью закидают плотным покровом больной листвы, а весь сезон будут являться инкубатором тысяч сокососущих клопов-солдатиков. Во-вторых, не был учтён фактор целой своры бродячих (и пригретых!) кошек, которые принесли, и до сих пор приносят, много проблем и безвозвратных потерь деревьев и растений.
Теперь по прошествии 15-ти лет, даже при наличии некоторых вышеописанных удручающих проблем, могу сказать, что в целом, проект, скорее, удался. Сад вызывает неподдельный интерес (и другие весьма положительные эмоции) у гостей и экскурсантов, любим местными жителями, в саду проводятся уроки живописи и ботаники. С ранней весны до поздней осени сад является источником нектара для многочисленной армии опылителей, в яркий солнечный день все посадочные места на шалфеях, эхинацее, посконниках, клопогонах, астрах бывают разобраны.
За последние годы появилась новая территория, условно названная «Астрал» (для размещения на ней коллекции многолетних астр и их свиты), именно сюда постепенно переезжает растительная элита из «Прерий», но это уже другая история… Процесс этот, наверное, нескончаем и ограничен только годами жизни садовника. Как говорил Карл Фёрстер: «Если бы мне довелось родиться во второй раз, я бы опять стал садовником. И в третий тоже… Одной человеческой жизни для этой профессии слишком мало.»
Текст и фото: Ирина Авраамова, заведующая Ботаническим садом Свято-Алексиевской Пустыни
Анонсы канала в мессенджере Telegram, группе "Сады и цветы" вКонтакте и на Одноклассниках, канал Ютуб, профиль в фотобанке Shutterstock.