Социальный аудит – это процесс оценки и анализа деятельности организации с целью определения ее социальной ответственности и соответствия социальным стандартам, законодательным требованиям.
Зачем проводится социальный аудит и кому он нужен?
Много написано про социальную ответственность бизнеса. Современной компании, особенно той, кто нацелена на долгое существования и развитие, важен баланс интересов. Важны и прибыль от бизнеса, и удовлетворенность персонала, и честность во взаимоотношениях с поставщиками, открытость перед обществом и государством. Если говорить о компаниях, которые не только в лозунгах о социальной ответственности пишут, то создать систему социальной ответственности для внутренних процессов не сложнее, чем внедрить другие практики. Однако социальная ответственность распространяется и на поставщиков. Закупать следует не только у тех, кто предлагает лучшее соотношение цена-качества, но и кто также проявляет заботу о своих сотрудниках, не нарушает требования законодательства и пр. Требования к соблюдению принципов социальной ответственности включаются обычно в договоры, но вот их фактическое выполнение помогает оценить социальный аудит.
Если такой аудит назначен Вашей организации, рекомендуем провести подготовку к социальному аудиту. Правильная и основательная подготовка к социальному аудиту не только помогает организации получить лучшую оценку своей социальной деятельности, но и способствует улучшению ее имиджа, повышению уровня доверия со стороны заказчиков.
В нашу компанию часто поступают запросы на подготовку к социальному аудиту. Поделимся в статье некоторыми подсказками, на что обратить внимание для успешной подготовки.
2 области для подготовки к социальному аудиту
В целом критерии оценки на социальном аудите можно разделить на две области:
1. Область законодательных, нормативных требований. В этой части всегда большое количество требований и всегда возможность получить критические замечания. Невыполнение, тем более сознательное невыполнение законодательных требований напрямую противоречит принципам, о которых написали выше. Нет честности, нет открытости и пр. Критерии социального аудита, области подготовки к социальному аудиту – это:
· Охрана труда;
· Пожарная безопасность;
· Промышленная безопасность;
· Охрана окружающей среды;
· Трудовое законодательство;
· Миграционное законодательство;
· Антикоррупционные правовые акты;
· Защита информации;
· Авторское и патентное право.
2. Область системы менеджмента. Это не обязательная, а добровольная область, где организация добровольно принимает на себя обязательство реализовывать лучшие практики системы социальной ответственности. Как и в любом системном подходе подготовка к социальному аудиту будет охватывать мероприятия в областях:
· стратегия социальной ответственности: организация должна иметь четкую и амбициозную стратегию социальной ответственности, которая отражает ее ценности и приоритеты. Стратегия должна быть соотнесена с целями устойчивого развития и включать конкретные меры и инициативы. На практике наличие стратегии социальной ответственности часто подтверждают через Политики, Цели, Программы мероприятий.
· управление социальной ответственностью. Менеджмент означает, например, управление рисками в области социальности ответственности, отслеживание и измерение социальной эффективности. На практике такой мониторинг осуществляют на основе установленных показателей, через внутренние проверки (внутренние аудиты) и пр.
· вовлеченность заинтересованных сторон. Организация должна проактивно взаимодействовать с заинтересованными сторонами. То есть не только через установленные правила отчетности и коммуникации с надзорными органами, но и дополнительные решения по вовлечению клиентов, сотрудников, поставщиков в определение их потребностей, интересов и ожиданий. Это поможет организации учитывать потребности в своей деятельности, распространять стратегию социальной ответственности.
· этические принципы и нормы. Организация должна придерживаться высоких этических стандартов и обязательств по соблюдению прав человека, реализации принципов деловой этики.
· расширенная отчетность. Отчеты по деятельности организации должны быть достоверными, объективными и содержать детальную информацию о реализуемых и достигнутых целях, выполненных мероприятиях, результаты измерения деятельности в области социальной ответственности.
Подготовка к социальному аудиту по своему содержанию зависит от исходного состояния системы менеджмента. Первоочередное внимание следует уделить области законодательных и нормативных требований. Все лучшие практики – это уже следующая ступень развития системы.
Как подготовиться к аудиту?
Алгоритм подготовки аналогичен подготовке к любому другому аудиту, охватывает этапы:
· получение и изучение критериев социального аудита;
· проведение оценочного диагностического аудита;
· определение плана мероприятий по улучшению с учетом времени в наличии, имеющихся ресурсов и приоритетов. Как писали выше, при подготовке к аудиту следует уделить внимание не на те мероприятия, которые легче всего выполнить (например, написать Политики найма персонала), а на те мероприятия, которые устранят нарушения требований нормативно-правовых актов.
Напишите нам, если Вам предстоит социальный аудит. Мы поможем осуществить эффективную подготовку.