Во время Второй Мировой войны нацистами было украдено огромное количество произведений искусств. Считалось, что истинное искусство принадлежит "арийцам", а "низшие расы" не имеют на него права.
Нацисты считаются крупнейшими ворами искусства в истории - они конфисковывали картины у своих граждан, грабили галереи в оккупированных станах, таким образом, в их руках сосредоточилось около 20% всех европейских произведений искусств.
Адольф Гитлер считал себя знатоком искусства, несмотря на то, что ему неоднократно было отказано в поступлении в Венскую академию изящных искусств. В 1933 Гитлер стал канцлером Германии и началась пропаганда «стетического идеала» нации. Картины, которые были одобрены нацистской партией, включали портреты и пейзажи старых мастеров. Современное искусство должно было быть уничтожено.
Трофейное искусство в годы Второй мировой войны является самой масштабной арт-кражей произведений искусств и определяется как «незаконно вывезенное в условиях войны».
С 1939 по 1944 на захваченных Вермахтом территориях было разграблено огромное количество замков, библиотеки, музеев, а также частных коллекций. Для поиска и транспортировки произведений и архивов соревновались штаб рейхсляйтера Розенберга, группа Кюнсберга и научно — педагогическое сообщество Аненербе (под руководством Генриха Гиммлера). Предполагалось, что трофейные предметы искусства будут выставлены в создаваемом «Музее фюрера» в Линце.
Как осуществлялся грабеж?
После капитуляции Франции Гитлер издал приказ изъять произведения искусств, принадлежащие французскому государству, а также частным лицам. В общей сложности было изъято 21902 предметов из 203 художественных собраний. После все было инвентаризировано и изучено. Через штаб Розенберга в Германию было отправлено 29 посылок из 4 174 ящиков культурных ценностей.
Стоимость произведений была оценена берлинским руководством более чем в один миллиард рейхсмарок.
Знаменитый «Гентский алтарь» Яна ван Эйка был украден прямо из собора святого Бавона в Генте и обнаружен позднее в соляной шахте в Альтаусзее. Несмотря на свое происхождение, Ян ван Эйк, по мнению Третьего рейха, попадал под параметры «истинно арийского» художника, и именно поэтому «Гентский алтарь» должен был стать главным украшением музея в Линце. И Гитлер, и Геринг были поклонниками творчества нидерландского художника и считали, что алтарь поможет выиграть войну.
Из личных коллекций Ротшильдов было изъято более 5000 произведений. Так, картину Питера Пауля Рубенса «Грации в садах Гесперид» обнаружили в замке Нойшванштайн, а «Астронома» Яна Вермеера — в той же соляной пещере. В случае поражения нацистcкой армии шахту было приказано взорвать, но кто именно не допустил катастрофы, неизвестно. Американский искусствовед Л. Керстайн считал, что помогли австрийские шахтеры, которые подменили взрывчатку на менее мощную — от взрыва завалило лишь вход в шахту.
В Западной Европе национал-социалисты искали различия между «годным» и «дегенеративным» (современным) искусством и пытались создать иллюзию, будто бы произведения искусства были куплены. Кроме того, в некоторых областях систематически происходили разграбления. Работы российских художников уничтожались, так как считались «бесполезными».
Самый известный случай в России — янтарная комната, которая в октябре 1941 года была вывезена из Екатерининского дворца царского села (Пушкин).
Янтарная комната - работа немецких и датских мастеров, которая была подарена прусским королем Фридрихом Вильгельмом I российскому императору Петру I в 1717 году в знак дружбы. Спустя время императрица Елизавета Петровна приказала увеличить размер. В начале войны комната не могла быть вывезена в эвакуацию из-за хрупкости янтарных панелей, и по этой причине была демонтирована немцами отправлена в Кенигсберг, где была выставлена в Королевском замке. В данный момент, восстановленная по чертежам и фотографиям, Янтарная комната экспонируется в Екатерининском дворце.
В 1936 году по всей Германии были массово изъяты произведения авангардного искусства из галерей и частных собраний: под "цензуру" попали работы Оскара Кокошки, Эль Лисицкого, Отто Дикса, Марка Шагала, Эрнста Людвига Кирхнера, Василия Кандинского, Пита Мондриана и представителей школы «Баухаус».
В 1937 году в Мюнхене состоялась выставка «дегенеративного искусства» (Entartete Kunst), где работы модернистов были сопровождены издевательскими подписями. Выставленные картины объявили плодами больного воображения художников.
От «дегенеративного» искусства нацисты стремились избавиться как можно выгоднее для себя и приобретая искусство «истинное»: например, Дюрера или Кранаха. Но для этого требовалась помощь специалистов: таким образом, искусствоведы стали соучастниками военного преступления. Одним из тех, кто занимался отбором и продажей авангарда был коллекционер Хильдебранд Гурлитт. В 30-е годы он собрал коллекцию более чем из 1500 работ, которые были объявлены нацистами вне закона. Вероятно, об этой коллекции мир никогда бы не узнал, однако но в 2011 году полиция случайно задержала на границе 80-летнего Корнелиуса Гурлитта, сына Хильдебранда Гурлитта, и обнаружила в его квартире порядка 1400 работ мастеров конца XIX—начала XX века.
После перемирия между Италией в сентябре 1943 года, подразделение «Кунстшутц» занялось реквизицией итальянских произведений искусства и транспортировкой в Германию под предлогом спасения от бомбардировок. Тогда из Флоренции было отправлено 58 ящиков с мраморными и бронзовыми статуями (Донателло и Микеланджело), 26 древнегреческих статуй, 291 большая картина (Тициан, Боттичелли и Рафаэль) и 25 ящиков с картинами небольшого размера.
Множество картин и вовсе было утрачено:
Было потеряно (или уничтожено) 6 картин Ван Гога, в их числе – автопортрет «Художник по дороге в Тераскон». Художник написал его в 1888 году во время пребывания в Арле. Исследователи предполагают, что в годы войны картина погибла в огне. До уничтожения работа находилась в коллекции музея Кайзера-Фридриха в Магдебурге.
«Бульвар Монмартр в сумерках» Камиля Писсарро был создан в конце 1890-х годов и перешел из рук нацистов к швейцарскому арт-дилеру в 1941 году. Позже картина неоднократно «всплывала», однако на сегодняшний день ее местоположение неизвестно. Писсарро, как и многие импрессионисты (например, Моне), любил писать один мотив в разное время дня. Художник сконцентрировал внимание на исследовании природных явлений. Сняв большую комнату в Grand Hôtel de Russie, он создал серию картин, работая над ней от рассвета до заката.
«Портрет молодого человека» - нетипичная работа фламандского художника Ганса Мемлинга. Отличительной особенностью его портретов является наличие пейзажа на заднем фоне. В этот раз художник отходит от традиции, разместив юношу на однородном фоне. Картина была собственностью галереи Уффици, и в августе 1944 года была похищена 305-ой пехотной армией Германии вместе с 800 другими шедеврами. Работу погрузили в грузовик, направлявшийся в Северную Италию для «безопасного хранения». С тех пор ее местоположение неизвестно.
«Портрет молодого человека» принадлежит кисти Рафаэля, однако личность портретируемого установить не удалось. После начала войны работа была обнаружена солдатами гестапо и доставлена в частный музей Гитлера. В январе 1945 года картина вернулась в Краков и была размещена в резиденции немецкого генерал-губернатора Франка, однако после его ареста работа известнейшего художника Возрождения пропала.
После 1945 года была обнаружена лишь малая часть украденных произведений. Произошло это благодаря «мonuments men» — так называли членов спецподзразделения, официально носившего название «The Monument, Fine Arts and Archives Division of the Federal Government». В последние годы войны они занимались розыском произведений, спрятанных нацистами: картины старых мастеров и предметы роскоши были надежно спрятаны в тайниках на территории Германии.
Именно «monuments men» обнаружили скульптуру Микеланджело «Мадонна Брюгге» и знаменитый «Гентский алтарь» Яна ван Эйка. Старое искусство было оценено нацистами высоко, другой части изъятых сокровищ повезло меньше — произведения художников-модернистов имели сомнительную ценность, ведь они стали врагами рейха еще в довоенное время.
Какие фильмы можно посмотреть по теме:
1. «Поезд» (1964): фильм снят на основе романа французской писательницы и искусствоведа Розы Воллан «Фронт искусства». Картина рассказывает о действиях французских железнодорожников с целью предотвратить вывоз в Германию работ импрессионистов.
2. «Женщина в золотом» (2015): в фильме идёт речь о «Портрете Адель Блох-Бауэр I» — знаменитой картине Густава Климта. Мария Альтман, племянница женщины, изображённой на портрете, пытается вернуть картину, воспользовавшись механизмом реституции.
3. «Охотники за сокровищами» (2014): история о том, как искусствоведы объединились в команду по спасению ценных произведений.
4. "Гитлер против Пикассо и других": в 1937 году нацистский режим организовал в Мюнхене две выставки: одну, чтобы заклеймить позором «дегенеративное искусство», и вторую, которую курировал лично Гитлер, чтобы восславить «классическое искусство». Этот фильм представляет собой удивительное путешествие по пяти выставкам, в нем представлены шедевры Боттичелли, Клее, Матисса, Моне, Шагала, Ренуара, Гогена и многих других.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: