Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Почему современное искусство такое непонятное и дорогое?

Я уверена, разглядывая произведения современного искусства, вы задаете себе вопрос "а что здесь вообще к чему?". Давайте признаем, что взаимоотношения зрителя и искусства редко бывают просты и понятны. И вот почему:

Начнем с того, что искусство любого периода имеет свою предысторию и требует от зрителя как минимум переживания. Но, например, живопись эпохи Возрождения с ее идеальным образами зачастую более понятна (хотя там, конечно, свои тараканы и очень много скрытых смыслов), чем работы Пикассо и Кандинского. Такие современные работы могут стоить баснословных денег, и понять (и принять это) бывает сложно. Такой парадокс говорит нам о том, что хорошие картины необязательно должны быть красивыми.

Действительно ли такое непонятное искусство стоит бешеных денег? То и дело мы слышим о бешеных суммах, выложенных на аукционах за ту или иную картину. Но на самом деле такие огромные деньги — удел очень немногих работ. И самое интересное, что большинство художников этих денег и  в глаза то не видели. Некоторые искусствоведы и вовсе считают, что в мире всего около 40 художников, чьи картины оцениваются суммой с многими нулями. Но в целом здесь есть одна загвоздка - искусством правят бренды. Приведу пример. Я думаю, многие слышали о художнике-граффитисте Бэнкси, даже если вы далеки от искусства или вовсе им не интересуетесь. В этом случае остросоциальная направленность работ и биография, покрытая таинственным ореолом, сделали свое дело. И сегодня Бэнкси — это художник, работы которого оцениваются крупными суммами. Его картина «Девочка с воздушным шаром» была продана за £ 1,042 млн. А о перформансе по ее уничтожению сразу после продажи заговорил весь мир. Бэнкси — это бренд, а бренды отлично продаются. Таким образом, стоимость картины во многом определяется известностью ее автора.

"Девочка с шаром", худ. Бэнкси. Работу выставили на аукцион Sotheby's и продали за $1,4 млн. После удара молотка полотно частично уничтожил шредер. Уцелевшая часть  получила название "Любовь в мусорной корзине".
"Девочка с шаром", худ. Бэнкси. Работу выставили на аукцион Sotheby's и продали за $1,4 млн. После удара молотка полотно частично уничтожил шредер. Уцелевшая часть получила название "Любовь в мусорной корзине".

Следующий фактор - продажи. Попросту говоря, успешная продажа одной картины — залог успеха других. Художнику может очень долго не везти, он будет жить в бедности, не имея возможности продавать свои работы. Но как только он сумеет продать одну из своих картин за немалые деньги, будьте уверены, цена на другие работы будет возрастать в геометрической прогрессии. Но здесь тоже есть загвоздка, если вы штампуете по 100 картин в день, то они тут же теряют свою уникальность. Это простой фактор, количество не равно качество. Голландского художника Яна Вермеера прозвали "бесценным". Он создал не так уж много картин — всего 36 и при этом он работал достаточно медленно. Его пропавшую в 1990 году картину «Концерт» оценили примерно в 200 $ млн. Но здесь еще дело в том, что картина пропала, и этот инфоповод заставил говорить о ней. СМИ смаковали новости об этой картине и ее популярность выросла. Еще один пример личного бренда - Ван Гог (даже супербренд). Картин немного, и очевидно, что больше он уже ничего не создаст. Работ мало и они уникальны.

Слева - "Девушка с жемчужной сережкой", справа - "Молочница", худ. Я. Вермеер.
Слева - "Девушка с жемчужной сережкой", справа - "Молочница", худ. Я. Вермеер.

Несколько лет назад «Супрематическую композицию» Малевича продали за $60 млн. Возможно, если бы не кризис, она бы ушла и за все $100 млн. Дело в том, что картин Малевича в частных коллекциях очень мало, и когда в следующий раз на рынке появится вещь подобного класса — неизвестно. Может, через 10 лет, а может, через 100. В общем, очевидно: покупатели готовы платить баснословные деньги за предметы исключительно редкие.

"Супрематическая композиция", худ. К. Малевич.
"Супрематическая композиция", худ. К. Малевич.

Любое новаторство, конечно же, стоит дорого. Есть такой художник,  Ричард Принс, и он работает в направлении, которое называется «художественное заимствование». Он придумал переснять из журнала чужое фото ковбоя, убрав все надписи. Такая несусветная наглость получила широкий резонанс и признание. Принс стал считаться создателем нового направления в искусстве —Appropriation Art (художественное заимствование). И такой смелый, отчасти нагловатый  жест фотографа монетизировался в $3 млн — именно за столько был продан снимок «Ковбой». А теперь представьте, что было бы, если бы «Черный квадрат» Малевича вдруг оказался на рынке? Да за него бы развернулась нешуточная борьба. И бились бы не за черный квадрат на белом фоне, а за революционную идею, свежую и ранее неизвестную вещь, икону авангарда, которая определила дальнейшее развитие живописи ХХ века. В 1915 году, когда была создана картина, дамы еще носили изящные шляпки, бюстгальтер считался эпатажной новинкой, а на престолах Европы сидели короли. И тут — БАЦ! — появляется Малевич со своим шокирующим квадратом.

Р. Принс, "Ковбой".
Р. Принс, "Ковбой".

Сегодня растет уровень культурного туризма, и живопись выполняет функцию достопримечательности. В известные музеи выстраиваются огромные очереди из туристов. И чтобы заявить о себе и претендовать на славу мирового уровня, галерее или музею нужно владеть подлинниками знаменитых и популярных живописцев. Активно растут и искусственно создаваемые центры культурного туризма, например на Ближнем Востоке и в Китае. Не так давно королевская семья Катара заключила частную сделку на сумму $250 млн — все ради того, чтобы страна обладала картиной Сезанна «Игроки в карты».

"Игроки в карты", худ. П. Сезанн.
"Игроки в карты", худ. П. Сезанн.

Очень часто мне задают вопрос, а какая сделка в мире искусства считается самой дорогой?

В 2017 году миллиардер Дмитрий Рыболовлев продал Sotheby's картину Леонардо да Винчи за $ 450 млн. Это самая дорогая сделка в мире живописи. Если озадачиться и поднять статистику, а я легких путей не ищу, то мы узнаем, что в мире насчитывается 34 млн долларовых миллионера. Давайте просто представим, что лишь 1 % из них интересуется искусством. Путем нехитрых математических вычислений мы получим 340 тыс. человек, готовых выкладывать круглые суммы за картины. А самих картин известных художников, как мы уже поняли, гораздо меньше по сравнению с количеством миллионеров. Кроме того, даже те, кто не интересуется живописью, готовы вкладываться в нее ради престижа или стабильности такого вложения. Вот и выходит, что дороговизна живописи обусловлена тем, что слишком большое количество денег охотится за малым количеством товара.

"Спаситель мира" - самая дорогая работа в мире, которую ошибочно приписывали Леонардо да Винчи.
"Спаситель мира" - самая дорогая работа в мире, которую ошибочно приписывали Леонардо да Винчи.

Но почему часто современное искусство такое непонятное?

Одно из самых частых обвинений в адрес современных художников звучит так: они разучились похоже передавать действительность. Отсюда и мысль о том, что предметы выглядят плоскими. Но посмотрим, например, на работы кубистов. Они ломают перспективу, но изображают предметы одновременно под разными углами и даже в разный момент времени. Поэтому нельзя сказать, что изображение на полотне двухмерное. Рисовать «похоже», как в реальности уже не надо — это может сделать фотография. Поэтому искать ответ на вопрос, почему художник на той или иной картине изобразил реальность плоской, нужно в самой задумке автора. Убирая одни детали изображения, художник акцентирует внимание на других.

В XIX веке зародился стиль живописи под названием примитивизм. Из названия понятно, что художники делали формы примитивными, как детские рисунки или первобытное искусство. Картины некоторых примитивистов вошли в сокровищницу мирового искусства и производили сильное впечатление на современников. И это несмотря на то, что у художников наивной живописи не было академического образования. Пиросмани и Руссо были всего лишь самоучками, но их картины привлекли внимание тех, кто повидал уже все и кому наскучила традиционная живопись. Такие картины были глотком живительной простоты.

А вот профессиональные художники-авангардисты XIX–XX веков имели за плечами художественное образование и сильную базу. Они умели писать как угодно, но в какой-то момент просто решили это делать вот так, подражая примитивистам. Как говорится, так было задумано, ведь это совершенно новый (а значит, интересный для тех, кто устал от старого) способ воздействия на зрителя. Юный Пикассо писал трогательные и довольно реалистичные портреты. А вот зрелый художник выбрал для себя путь, который шокирует, бодрит глаз, который помогает продемонстрировать колористическое чутье и ощущение формы.

Красиво не равно высокое искусство, да и само искусство не всегда изображает красоту, оно и не обязано, потому что представление о прекрасном у каждого свое. Как и кино - утверждать, что картины непременно должны быть красивыми, — то же самое, что говорить, будто настоящее кино — это только романтическая комедия или мелодрама с хеппи-эндом.

Искусство (и живопись в том числе) должно говорить на языке своего времени. И чтобы насладиться любой картиной нужно знать, и что на ней изображено, и контекст эпохи, тогда все станет более понятным.

Спасибо, что дочитали до конца! Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)