Здравствуйте, уважаемые читатели!
Я продолжаю рубрику «Мнение читателей» и сегодня мне хотелось бы разобрать вопрос идеальной схемы работы агрегатора такси. Чтобы, в первую очередь, не страдали интересы водителя, но и интересы потребителя услуг также удовлетворялись бы в полной мере.
Обозначу имеющиеся на данный момент проблемы: из-за снижения стоимости поездки услуга заказа такси стала очень популярной, но эта популярность негативно сказывается на труде водителя такси, ведь ему приходится существенно удлинять рабочую смену, чтобы можно было заработать достойные для жизни деньги.
И читатель написал, на мой взгляд, совершенно замечательные семь тезисов идеальной работы, назовём это таким образом, работы агрегатора такси. Привожу скриншот его комментария [1]:
И давайте отдельно поговорим про каждый из озвученных тезисов и про их обратную сторону медали.
Цена поездки должна учитывать всё расходы таксиста
Давайте рассмотрим вопрос личного автомобиля. За все эксплуатационные расходы кто платит? Его владелец. Если мы посмотрим на ситуацию с ценообразованием в такси, то «грязная» стоимость поездки в 150 рублей видится совершенно заниженной. И не покрывающей все эксплуатационные затраты на содержание автомобиля.
Но, раз я обещал дать обратную сторону медали, то возникает вопрос – а будет ли пользоваться спросом услуги такси, если стоимость поездки станет равна 800-1000 рублей. При реализации этого тезиса такие тарифы как «Эконом» и «Комфорт» просто обанкротятся. Как следствие – число рабочих мест таксистов также сократится. Они в этом заинтересованы?
Цена за 1 км поездки должна зависеть от среднего спроса
Насколько я могу судить, как пользователь услуг такси, цена поездки меняется от времени и количества свободных экипажей. Поэтому этот тезис я не могу оценить, не владею всей полнотой информации.
При движении в пробки включается поминутная оплата
Сейчас, заказав такси и увидев там определённую сумму, пользователь точно знает – именно эту цену он и заплатит. Схема идеальна в ситуации, когда нет пробок. А вот если автомобиль такси попадает в пробку, то времени на выполнение заказа потратится больше, а зарплата останется неизменная. Это, конечно, плохо.
Обратная сторона медали – может возникнуть отток пассажиров, т.к. не все согласятся заказывать «кота в мешке». Например, в часы пик (утром в районе 9 и вечером в районе 6) стоимость такси может сильно вырасти и, опять же, стать избыточно дорогой для тарифов «Эконом» и ему подобных.
Дальняя подача подразумевает предоплату 50%
На мой взгляд, данная идея реализована. Когда мы отдыхали на загородной даче и потом понадобилось ехать домой, то, заказав такси, я предоплатил стоимость поездки. Без предоплаты ехать никто не соглашался.
Если заказ на обратном пути маловероятен, то стоимость поездки умножается на 2
Если рассуждать с точки зрения таксиста, то идея отличная. Но с точки зрения пассажира это будет выглядеть как попытка переложить проблемы таксиста на пассажира. И снова здесь встаёт проблема прогнозируемости стоимости поездки. Например, мне нужно, чтобы ребёнок доехал до спорткомплекса и, заказав такси, я точно знаю, какую сумму ему с собой дать. Если ценообразование становится функцией от многих переменных, которые заранее предугадать нельзя, то это также снизит интерес к такси.
Должен быть известен маршрут и его цена
Мне хотелось бы напомнить подноготную идеи скрытия точки Б от водителя такси. Появилось это нововведение по той причине, что водитель, видя конечную точку заказа, просто отказывался принимать такой заказ. И время ожидания подачи машины затягивалось. Главная же идея алгоритма работы агрегатора – моментальная подача автомобиля пользователю с сохранением привлекательности цены.
Но, тут я соглашусь с читателем, система для водителя должна быть прозрачна. Он должен знать куда едет и какой доход ему такая поездка принесёт. И, при реализации предоплаты за поездку, подача автомобиля в отдалённые районы также должна отпасть. Так что тут никакой обратной стороны медали я не вижу.
Модернизация системы оценивания
Здесь я могу повторить свой тезис – любое оценивание, в котором участвует человек, является субъективным. Конечно, теория больших данных говорит о том, что при увеличении объема выборки достоверность прогнозов увеличивается, поэтому если, условно, миллион пассажиров поставили таксисту оценку пять, то, наверное, он действительно выполняет свои профессиональные обязанности на отлично.
Но, на мой взгляд, если стоит задача оценить эффективность работы водителя, то следовало бы использовать технологию скрытых закупов. Есть штат людей, которые совершают тестовые поездки и водитель не знает, что вот сейчас он повезёт ревизора. А этот самый ревизор будет оценивать соблюдение водителем ПДД, чистоту салона и т.п.
Другие мои статьи
Почему агрегатор такси скрывает информацию о пункте назначения для водителя?
Размышления о том, как лайки и рейтинги испортили сервис такси
С уважением, Юрий (kua1102)