Помните старый фильм Эльдара Рязанова "Человек ниоткуда"? Забавная история, где дикарь-людоед (его играет Сергей Юрский) попадает в Москву середины ХХ века. Так вот, в его дикарском племени все разговаривали стихами. Фильм, конечно, абсолютно сказочный, но в этом моменте есть отголосок правдоподобия — скорее всего, при развитии речи поначалу люди действительно говорили ритмизированно. А поэзия точно появилась раньше прозы. Все образцы древнего словесного творчества, будь то сказы, былины, эпосы, песни и т.д. существуют исключительно в стихотворном метре.
А частной реализацией стихотворного метра является стихотворный размер. Это разные вариации метра, и их достаточно много.
Европейская поэзия (включая русскую) традиционно использует силлабо-тоническое стихосложение, так вот, тут размер связан с длиной строки и тем, на какой слог делается ударение, это влияет на ритм стихотворения. Ямб и хорей — это двудольные (двухсложные) размеры, то есть, в них ударные и безударные слоги чередуются один за другим, в отличие от амфибрахия, дактиля и анапеста, где ударные слоги отделены друг от друга двумя безударными.
В хорее ударение приходится на первый слог в стопе, а в ямбе — на второй. В зависимости от слогов они бывают трехстопными, четырехстопными, пятистопными и т.д. Пример четырехстопного хорея:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
Ви́хри сне́жные крутя́.
Пример пятистопного ямба:
Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать,
Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть.
Чтобы проще было запоминать все размеры, придумали такой пример:
Ива́н — ямб, Ва́ня — хорей, Ва́нечка — дактиль, Ваню́ша — амфибрахий, Иоа́нн — анапест.
Рада приветствовать в своем блоге всех любителей поэзии! Подписывайтесь, если понравилось.
Спасибо, что вы есть и что вы здесь!))
Для желающих помочь развитию блога — карта Сбера 2202 2062 0498 5183