Найти тему

«СЛЕДЫ НА СНЕГУ», ОСТАВЛЕННЫЕ СИБИРСКИМ ПАНК-РОКОМ

Сегодня 16 лет как этот мир покинул Егор Летов, один из самых известных представителей сибирского панка. Несколько лет назад это музыкальное течение неожиданно вновь стал популярным у молодежи. К счастью, это быстро прошло. Потому вопрос был ли такой культурный ренессанс одного из самых одиозных явлений в отечественной музыке положительным или отрицательным явлением словно повис в воздухе. Важно здесь другое. На этом фоне стали появляться различные проекты в которых те, кто имел к Сибпанку непосредственное отношение вспоминали о том как все это было в далекие 1980-е гг. Тогда когда это явление еще развивалось и ни кто не знал, когда же оно закончится.

Одним из таких «памятников эпохе» стал фильм белорусского писателя Владимира Козлова «Следы на снегу», выпущенный в 2014 г. Довольно непритязательный сборник интервью с более чем 30 людьми, так или иначе имеющих отношение к сибирскому панку. Но у фильма был большой минус: его хронометраж – всего 65 минут. Потому от некоторых прозвучали лишь отдельные фразы. В последствии в свободном доступе оказались полные интервью с некоторыми участниками.

Тем не менее, материал был уникальным и самобытным и было бы действительно обидно, если бы эти воспоминания оказались неизвестными. Потому спустя пять лет, московский рэпер Иван Смех задумал опубликовать все эти интервью в виде текста. Но просто опубликовать пусть и самобытные интервью было бы слишком просто. Потому в текст было добавлено огромное количество из других источников. Это были интервью разных лет (в том числе и взятые специально для книги), материалы самиздатовских журналов, непосредственные воспоминания самих участников. В общем, практически все, что удалось раздобыть. Сам Иван признает, что сильно переоценил свои силы в этой работе. Однако, получившаяся книга, названная как и фильм «Следы на снегу. Краткая история сибирского панка» (выпущено издательством Common place), получилось как минимум занятной.

-2

Для книги была выбрана довольно занятная структура. Повествование строится одновременно хронологически и географически. То есть, все события в книге идут строго одно за другим, как они и происходили в действительности (правда, в некоторых интервью были и забегания вперед и возвращения к более ранним событиям – но это текст ни сколько не портило). С другой стороны было четко обозначено, что у сибирского панка было два центра: Тюмень и Омск/Новосибирск (а вернее Академгородок). Правда в главе «После эпилога» говорится, что не менее интересной была музыкальная жизнь и в Томске, и в г. Усолье-Сибирское (Иркутская обл.) и существовавшие там группы вполне вписывались в традицию сибирского панка. Но, видимо, их история еще ждет своих исследователей.

Именно наличие двух центров и делало сибирскую музыку таким своеобразным явлением. До определенного момента они жили отдельной жизнью и лишь только слышали друг о друге. Но неизбежно наступил момент встречи и в этот момент и явление стало становится уникальным. У новосибирской певицы Янки Дягилевой появляется группа «Великие октябри», состоящая из тюменских музыкантов. Егор Летов записывает песни тюменской «Инструкции по выживанию». Музыканты ездят на фестивали в самых немыслимых составах, когда уже просто невозможно понять, кто в какой группе играет. Лично мне видится, что именно такое взаимодействие разнообразных творческих личностей раскиданных по необъятной сибирской территории (а не замкнутой в границах одного города, как в Свердловске или Ленинграде) и сделало эту музыку интересной и притягательной.

-3

При этом все интервью в «Следах…» даны в своем первоначальном виде, т.е. без какой либо редактуры. Порой бывает сложно читать потоки сознания Николая Кунцевича (Ника Рок-н-ролла), или разобраться в скачущих мыслях Сергея Нейна, или выбраться из «многоэтажных» воспоминаний Натальи Комаровой. Но именно и делает текст живым, словно человек делится с тобой первым, что вспоминает про конкретное событие.

Многие воспоминания в книге действительно уникальны. Например, о первом Всесоюзный панк-фестиваль в Тюмени в 1988 г. Назывался он фестиваль альтернативной и леворадикальной музыки, а сами участники назвали его «Сибирский Вудсток». Или как Игорь Летов развозил свои записи по стране. А уж о том, как эти самые записи происходили – воспоминаний в книге великое множество.

Иногда интервью отдельных участников противоречат друг другу. Бывает, что воспоминания идут в разрез с теми материалами, которые публиковались по горячим следам, то есть сразу после события. Это тоже придает книге уникальность тем, что позволяет взглянуть на произошедшее разным взглядом. А эти взгляды порой отличаются довольно радикально. Но из этого у читателя формируется свое отношение к событиям.

-4

Вместе с тем эта книга получилась и о периоде, когда произошли все эти знаковые фестивали и записи ныне легендарных альбомов. Пусть и с оговорками, но период рассвета сибирского панка был с 1983 г. по 1990 г. Именно в это время Сибирский панк пережил свою молодость. Но потом наступила зрелость. Причины же окончания сибирского панк-движения как такового все видят по-своему. Но, пожалуй, наиболее емко про это сказала Гузель Немирова: «такая вот формация, такая буйная радость творчества, какая была у нас – она... не могла длится бесконечно». Жизнь наложила неизгладимый отпечаток на всех героев книги. Изменилась страна, поменялось общество. Многие из героев книги, говорят, что не смогли вписаться в тот мир, в котором музыка стала инструментом для зарабатывания денег. Все-таки их творчество всегда было от души. Если протест, то всеобъемлющий. Если самокопания, то до самой глубины. Если творчество, то до полной отдачи. Иначе просто быть не могло. Потому-то сибирский панк и не мог существовать долго. Он должен был закончиться трагически. Потому то окончание истории так неразрывно связано с кончиной Дмитрия Селиванова, Янки Дягилевой, Эжена Лищенко…

В эпилоге книги очень хорошо рассказано, что в Тюмени появилась новая волна музыкальных групп, которые по-своему понесли музыкальное знамя. Но и старые коллективы продолжают записывать новые песни и давать концерты. В других городах появились коллективы, которые исполняют песни именно подходящие по стилю. От себя добавлю, что проходят фестивали в честь Летова, Янки, Лукича. Это уже возраст зрелости, это тот период когда бывшие музыканты передают жизненные уроки следующему поколению. При том, довольно парадоксально, что духовные и музыкальные корни сибирского панка прочно закрепились в Москве, где в 1990-е воплотились в формейшене, а в первой половине нулевых – в «Московской рок-коммуне».

-5

В итоге перед читателями предстал действительно уникальный труд, дающий даже неподготовленному читателю понимание об основных вехах существования сибирского панка. Наверное, даже правильно, что за написание такой книги взялись авторы не принадлежавшие ранее к тусовке этих музыкантов. Они слушали эту музыку как уже нечто целостное. Может быть, для того что бы взглянуть на это явление изнутри необходим был первоначальный внешний толчок. Потому Владимир Козлов и Иван Смех сделали важную вещь, что решили начать углубляться в это явление, разбирая его слой за слоем и выстраивая его в определенную структуру.

До момента выхода «Следов…» не было масштабных исследований про эту музыку просто потому, что авторы понимали с каким объемом придется работать и это отпугивало. Но такая книга появилась и теперь исследования начинают появляться. Например, в прошлом году басист ИпВ Аркадий Кузнецов (интервью с которым в «Следах…» нет, но он в книге упоминается) выпустил монографию «Западносибирская контркультура 1980-1990-х годов как социокультурный феномен». А сегодня рекомендую всем просто включить какой ни будь любимый альбом любимой группы сибирского панка и насладиться мощью и драйвом, который будет исходить от его звучания.

ПыСы: Отличную попытку соединить воспоминания и анализ сибирского панка как явления (правда, с уклоном в историю Новосибирских групп) сделал лидер группы «ПУТТИ» Александр Чиркин. Обзор его «Энциклопедии музея «Путти-Хаус» уже есть в этом канале. А в апреле, когда группе «ПУТТИ» исполнится 40 лет, планирую рассказать о его более ранней книге «Зачатие Сибирского панк-рока».

Так же рекомендую познакомиться с воспоминаниями Ромыча Неумоева «Рок в Сибири», в котором много интересных и забавных историй.

В канале также можно прочитать обзоры других исследований Владимира Козлова:

БОЕВОЕ ПРОШЛОЕ РУССКОГО ОКОЛОФУТБОЛА

ОТ «СТИЛЯГ» ДО «ЭМО»