Для меня, как и любого, кто хоть немного увлекается андеграундной культурой тюменщины, имя Мирослава Немирова имеет определенное значение. Правда, он перебрался из нашего славного города как раз в то время, когда я только начал осваивать букварь. Но спустя положенное время мне довелось познакомиться и сего стихотворными произведениями. Потом неплохо пообщался с ним, когда он посещал Тюмень в ходе гастрольного тура «ОсумБеза» в 2008 г. Впрочем, то выступление заслуживает отдельного поста и, возможно, когда ни будь я напишу о нём.
Сегодня немного о другом. 23 июля 2023 г. на тюменском фестивале «Ключ» была представлена книга «Разговоры с мужем», выпущенная издательством «Красный матрос» в 2023 г. Автор её Гузель Немирова, была супругой и соратницей Мирослава Мартовича до последних его дней. Сам он называл её Птичкой, иногда поясняя: «на ветвях моей души». Эта тема нашла своё отражение в книге, оказавшейся довольно увлекательной.
Вообще сама книга – это своеобразная компиляция из того, что Гузель Немирова публиковала публиковала два десятка лет на форумах, в жж и в запрещенном ныне в РФ фейсбуке. Естественно, все представленные тексты разные: иногда это просто бытовые зарисовки, или рассказы о веселых приключениях, воспоминания, да и много чего, о чём люди обычно пишут в своих дневниках. Но важным в них является другое: расположенные не в хронологической последовательности, они оказались выстроены четко в соответствии с определенной логикой. Потому, даже людям, которые ни когда не слышали имена героев смогут прочитать это произведение, как повесть о жизни, написанную от первого лица.
В итоге мы читаем своеобразную летопись Мирослава и Гузели Немировых на протяжении всей их жизни. Начинается книга как история семейной пары, в которой жена готовит обеды, а муж читает ей главы из Большой Советской Энциклопедии 1926 г. Но постепенно, от поста к посту эта пара раскрывается перед читателями. Появляются отдельные факты детства, юности, знакомства. Узнаем как Мирослав жил в университете, лазал туда по водосточной трубе, писал первые стихи на оберточной бумаге. И перед нами предстают уже герои. Потому что дальше идут воспоминания про различные выступления, буквально по ходу текста рождаются стихи. Читатели следят за отдельными эпизодами жизни Поэта и Птички и понимают, как они, не смотря на отдельные трудности, были счастливы вместе.
Наверное, даже не просто счастливы. Из текстов буквально чувствуется, что эти люди вдохновляли друг друга. Пожалуй, это слово будет самым правильным. Всегда откликались на творческие задумки, придумывали забавные игры и могли додумывать мысли друг за другом. Кажется, что в реальной жизни такого не бывает, но тут перед нами именно такая пара. А еще в жизни им помогает кошка, которая откликается на имя Коша, обожает Немирова и порой ведет себя как собака. С определенного момента она полноценный герой этой книги.
Потому так тяжело становится, когда читаешь запись от 21 февраля 2016 г. «Моё солнышко, мой Немиров умер». Затем 26 декабря 2017 г. «Сегодня не стало Коши, любимой кошки Немирова». Даже читать эти строки тяжело, а каково было автору их писать, просто не представить...
Но такие чувства просто так не убить. Потому-то книга не заканчивается на таком трагическом месте. Поэт снится Птичке, они что то обсуждают, строят планы. «Теперь уж не узнать, что это были за планы» ---
Не случайно, единственное во всей книге стихотворение Мирослава Немирова стоит в самом конце. Поэт словно растворяется в будущее, в котором навсегда остается со своими друзьями и читателями.
Не знаю, случится ли когда ни будь так, что мы увидим полную биографию Мирослава Немирова, или разбор его текстов (а там бесспорно есть над чем поработать славистам), или исследование на тему его влияние на весь сибирский андеграунд. Хочется надеяться, что это произойдет. Но даже если «Разговоры с мужем» останется единственной книгой о нём, то свою важную задачу она исполнила. Гузель Немирова смогла показать истинного Мирослава Немирова – необычного человека, умевшего совершать неординарные поступки, среди которых самыми неординарными были его стихи.