Найти тему

РОМЫЧУ НЕУМОЕВУ – 60!

Сегодня «наше всё» Ромыч Неумоев отмечает славный юбилей в виде 60-летия. Хотя, думается мне, что сам юбиляр относится к этой цифре в большей степени философски и в этот день, как, впрочем, и в любой другой, с присущим ему глубокомыслием глядит на прожитые годы. По крайней мере, именно таким он предстает нам со страниц автобиографической книги «Рок в Сибири», про которую сегодня самое время сказать несколько слов.

Вообще сама книга была написана в 2004 г. и изначально публиковалась в Интернете. Состоит она из трех частей: «Как я в это вляпался», «Повстанческая армия имени Чака Берри» и «От оккультизма к православию». В 2018 г. первые две части были выпущены автором по средствам самиздата. Почему же третья книга так до сих пор не появилась в бумажном варианте, сам Роман Неумоев отвечает лаконично: «Еще не пришло время». Что же и мы пока не будем её касаться в тайной надежде, что однажды именно выход этой самой третьей части будет поводов вновь вернуться к теме.

-2

В первом приближении это книга про то, как Тюмень становилась столицей российского панк-рока (в книге сказано, что такое определение предложил Вячеслав Бутусов, но знаю множество людей, которые с этим не согласятся). Одним из начал этого процесса был непримечательный процесс про то, как Юрка Шаповалов и Ромыч Неумоев одев причудливые наряды пошли по городу «панковать» и шокировать публику. Естественно они чуть не гребли за это. Событием же, закрепившим за Тюменью его легендарный статус в мире музыки стал состоявшийся летом 1988 г. стал фестиваль альтернативной и леворадикальной музыки (если бы не приезд в этом году в Тюмень Гузели Немировой, то про 35-летний юбилей сего славного мероприятия, наверное, ни кто бы и не вспомнил). Ромыч так объясняет значимость этого мероприятия: «подобного сборища самых панковских и панк-рок-дженерейшен, сибирского замеса, групп, не случалось с тех пор ни разу и ни где!... Егор Летов, впоследствии напишет о том, что ему, — пусть лишь единожды, — но удалось пережить всероссийский «Панк-рок Вудсток». Что ж, некоторые явления как раз и хороши тем, что они больше уже никогда не повторяются».

-3

Читая про эти события в книге, даже не верится, что между ними прошло всего три года, столько их всего было Но определяющим среди них стало появление формации «Инструкция по выживанию». «Сообщество поэтов, музыкантов, художников и литераторов. И это уже не просто «тусовка» — это, практически, организация, хотя и без четкой структуры и управления» - так про это лаконично сообщает Ромыч. «Улицы наши кисти! Площади — наши палитры!» - такой манифест провозгласил как раз в то время Мирослав Немиров.

-4

Описывая произошедшие события автор несколько многовато внимания уделили тюменскому КГБ и тому, как они пытались воздействовать на тюменских музыкантов. Но описав данный процесс, Ромыч делает очень важный вывод о том, что тактика работы спецслужб в вопросе уничтожения ими неформальных объединений остается неизбежной. Но здесь важно то, как менялось отношение этой государственной структуры к самому Роману Неумоеву. Если в 1986 г. его стремились сделать чуть ли не главарем подполья и ответственным за всё, то уже в 1988 г. ему предлагали сотрудничать и стать чуть ли не стукачом. От обоих «ролей» Ромычу удалось отвертеться. Но он сам прекрасно осознает, что здесь во многом оказало своё воздействие меняющееся время и отношение к рок-музыкантам как таковое.

Естественно, что в этом повествовании в нужное появляются все те, кто в нем должны быть: Мирон Немиров, Аркаша Кузнецов, Джефф, Янка Дягилева (которой в книге уделено, до обидного, мало внимания), Егор Летов, Артурка Струков, Ник Рок-н-ролл и еще ряд не менее значимых людей. Сегодня эти имена знает каждый, но именно у Ромыча они появляются именно как те, кто только делает первые шаги к известности.

-5

Но не только из совместных концертов и пьянок состояло взаимодействие с этими людьми. Роман Неумоев описывает в книге все возможные способы бесплатных передвижений, а также множество случаем, которые происходили в них с ним и другими персонажами книги. Описывая такие совместные передвижения, автор делает вывод, что именно в них можно познать настоящего человека, только вырвавшись из привычного окружения цивилизации он проявит себя настоящего. Потому-то, мягко скажем, оказалось поведение Ника по дороге в поезде в Новосибирск. Но с другой стороны Ромыч достаточно подробно рассказал о путешествии автостопом в Киев вместе с Егором Летовым. Помимо самого передвижения для Романа Неумоева это стал еще и богатый экзистенциальный опыт. Всем, кто стремится понять, кем же на самом деле был лидер «Гражданской обороны», настоятельно рекомендую прочитать именно эти главы. Ромыч очень многое расставил в них по местам. Это повествование дает прекрасно понять, почему между двумя столпами сибирского панка исчезло тесное взаимоотношение. И тот факт, что Летов приревновал Янку к Ромычу – это лишь то, что стало причина, а повод оказался намного глубже.

-6

В этом то, как раз и скрыта более глубокая суть этой книги. Ромыч не ограничивается одним лишь повествованием. Он пытается смотреть в глубь всего того, что происходило в Тюмени в период развития всего того самого «сибирского вторжения». Приводя в пример некоторые песни он говорит, что они просто не могли появиться в какое то другое время. Они стали отражением не только внешних факторов, но и глубоко внутренних событий. Потому-то в книге очень важной является глава о пророчествах, скрытых в текстах многих поэтов той легендарной поры. Как в случае с Янкой – это были личные предсказания, в других случаях (в том числе и у самого Ромыча) они касались более серьезных вещей. «Что-то из этих пророчеств уже сбылось, а во что-то многим сегодня невозможно даже поверить. Но пророчества только тогда являются пророчествами, когда они СБЫВАЮТСЯ! В противном случае, они — пустые бредни» - так говорит автор. Но, как видится, эта тема заслуживает более пристального изучения.

-7

Вообще, жаль, что на сегодняшний день это единственное произведение крупной формы, написанное Романом Неумоевым. Он мог посвятить себя публицистике. Мог написать философский трактат о смысле всего сущего. Мог разъяснять внутренние смыслы музыкального наследия сибирской волны. А мог делать всё это одновременно. Но, может быть, намного важнее то, что он делает это в форме своих песен. Правда и это он сейчас делает довольно редко. Но и то, что им уже сделано навсегда зацементировалось в отечественной культуре. Потому в этот день желаем живому классику успехов, процветания и новых творений.

С Ромычем Неумоевым в 2018 г.
С Ромычем Неумоевым в 2018 г.