Сегодня «наше всё» Ромыч Неумоев отмечает славный юбилей в виде 60-летия. Хотя, думается мне, что сам юбиляр относится к этой цифре в большей степени философски и в этот день, как, впрочем, и в любой другой, с присущим ему глубокомыслием глядит на прожитые годы. По крайней мере, именно таким он предстает нам со страниц автобиографической книги «Рок в Сибири», про которую сегодня самое время сказать несколько слов.
Вообще сама книга была написана в 2004 г. и изначально публиковалась в Интернете. Состоит она из трех частей: «Как я в это вляпался», «Повстанческая армия имени Чака Берри» и «От оккультизма к православию». В 2018 г. первые две части были выпущены автором по средствам самиздата. Почему же третья книга так до сих пор не появилась в бумажном варианте, сам Роман Неумоев отвечает лаконично: «Еще не пришло время». Что же и мы пока не будем её касаться в тайной надежде, что однажды именно выход этой самой третьей части будет поводов вновь вернуться к теме.
В первом приближении это книга про то, как Тюмень становилась столицей российского панк-рока (в книге сказано, что такое определение предложил Вячеслав Бутусов, но знаю множество людей, которые с этим не согласятся). Одним из начал этого процесса был непримечательный процесс про то, как Юрка Шаповалов и Ромыч Неумоев одев причудливые наряды пошли по городу «панковать» и шокировать публику. Естественно они чуть не гребли за это. Событием же, закрепившим за Тюменью его легендарный статус в мире музыки стал состоявшийся летом 1988 г. стал фестиваль альтернативной и леворадикальной музыки (если бы не приезд в этом году в Тюмень Гузели Немировой, то про 35-летний юбилей сего славного мероприятия, наверное, ни кто бы и не вспомнил). Ромыч так объясняет значимость этого мероприятия: «подобного сборища самых панковских и панк-рок-дженерейшен, сибирского замеса, групп, не случалось с тех пор ни разу и ни где!... Егор Летов, впоследствии напишет о том, что ему, — пусть лишь единожды, — но удалось пережить всероссийский «Панк-рок Вудсток». Что ж, некоторые явления как раз и хороши тем, что они больше уже никогда не повторяются».
Читая про эти события в книге, даже не верится, что между ними прошло всего три года, столько их всего было Но определяющим среди них стало появление формации «Инструкция по выживанию». «Сообщество поэтов, музыкантов, художников и литераторов. И это уже не просто «тусовка» — это, практически, организация, хотя и без четкой структуры и управления» - так про это лаконично сообщает Ромыч. «Улицы наши кисти! Площади — наши палитры!» - такой манифест провозгласил как раз в то время Мирослав Немиров.
Описывая произошедшие события автор несколько многовато внимания уделили тюменскому КГБ и тому, как они пытались воздействовать на тюменских музыкантов. Но описав данный процесс, Ромыч делает очень важный вывод о том, что тактика работы спецслужб в вопросе уничтожения ими неформальных объединений остается неизбежной. Но здесь важно то, как менялось отношение этой государственной структуры к самому Роману Неумоеву. Если в 1986 г. его стремились сделать чуть ли не главарем подполья и ответственным за всё, то уже в 1988 г. ему предлагали сотрудничать и стать чуть ли не стукачом. От обоих «ролей» Ромычу удалось отвертеться. Но он сам прекрасно осознает, что здесь во многом оказало своё воздействие меняющееся время и отношение к рок-музыкантам как таковое.
Естественно, что в этом повествовании в нужное появляются все те, кто в нем должны быть: Мирон Немиров, Аркаша Кузнецов, Джефф, Янка Дягилева (которой в книге уделено, до обидного, мало внимания), Егор Летов, Артурка Струков, Ник Рок-н-ролл и еще ряд не менее значимых людей. Сегодня эти имена знает каждый, но именно у Ромыча они появляются именно как те, кто только делает первые шаги к известности.
Но не только из совместных концертов и пьянок состояло взаимодействие с этими людьми. Роман Неумоев описывает в книге все возможные способы бесплатных передвижений, а также множество случаем, которые происходили в них с ним и другими персонажами книги. Описывая такие совместные передвижения, автор делает вывод, что именно в них можно познать настоящего человека, только вырвавшись из привычного окружения цивилизации он проявит себя настоящего. Потому-то, мягко скажем, оказалось поведение Ника по дороге в поезде в Новосибирск. Но с другой стороны Ромыч достаточно подробно рассказал о путешествии автостопом в Киев вместе с Егором Летовым. Помимо самого передвижения для Романа Неумоева это стал еще и богатый экзистенциальный опыт. Всем, кто стремится понять, кем же на самом деле был лидер «Гражданской обороны», настоятельно рекомендую прочитать именно эти главы. Ромыч очень многое расставил в них по местам. Это повествование дает прекрасно понять, почему между двумя столпами сибирского панка исчезло тесное взаимоотношение. И тот факт, что Летов приревновал Янку к Ромычу – это лишь то, что стало причина, а повод оказался намного глубже.
В этом то, как раз и скрыта более глубокая суть этой книги. Ромыч не ограничивается одним лишь повествованием. Он пытается смотреть в глубь всего того, что происходило в Тюмени в период развития всего того самого «сибирского вторжения». Приводя в пример некоторые песни он говорит, что они просто не могли появиться в какое то другое время. Они стали отражением не только внешних факторов, но и глубоко внутренних событий. Потому-то в книге очень важной является глава о пророчествах, скрытых в текстах многих поэтов той легендарной поры. Как в случае с Янкой – это были личные предсказания, в других случаях (в том числе и у самого Ромыча) они касались более серьезных вещей. «Что-то из этих пророчеств уже сбылось, а во что-то многим сегодня невозможно даже поверить. Но пророчества только тогда являются пророчествами, когда они СБЫВАЮТСЯ! В противном случае, они — пустые бредни» - так говорит автор. Но, как видится, эта тема заслуживает более пристального изучения.
Вообще, жаль, что на сегодняшний день это единственное произведение крупной формы, написанное Романом Неумоевым. Он мог посвятить себя публицистике. Мог написать философский трактат о смысле всего сущего. Мог разъяснять внутренние смыслы музыкального наследия сибирской волны. А мог делать всё это одновременно. Но, может быть, намного важнее то, что он делает это в форме своих песен. Правда и это он сейчас делает довольно редко. Но и то, что им уже сделано навсегда зацементировалось в отечественной культуре. Потому в этот день желаем живому классику успехов, процветания и новых творений.