Не смотря на то, что внесенные ныне в список иноагентов Троицкий АК назвал первой российской молодежной субкультурой декабристов, традиционно таковыми принято считать все-таки стиляг, появившихся в конце 1940-х гг. А последней молодежной субкультурой, которая существовала не только виртуально, были эмо, развившиеся в конце первой пятилетки 21 века (были еще хипстеры, но каким то их время быстро закончилось не оставив после себя ничего). Можно сказать это крайние точки вектора субкультур в нашей стране в начале которой стояли стиляги, а завершились эмо. И потому в пору спросить, а чего между ними больше: сходства или различий?
С одной стороны вопрос может показаться странным: больше чем полувековая разница, совсем разная страна, разная музыка, разный культурный контекст. Но если взять две книги Владимира Козлова «Эмо» и «Стиляги. Как это было» (вышедшая под псевдонимом Георгий Литвинов), то очень часто можно поймать себя на мысли, что истории этих субкультур довольно схожи.
Книга про эмо вышла в тот момент, когда казалось, что эта субкультура находилась на своем взлете, хотя музыканты группы «Оригами» (интервью с которыми занимают примерно треть книги), уже предрекают им скорый конец. Тем не менее, эта книга про субкультуру, которая на момент написания книги (2007 г.) была живой и действующей. Потому автор щедро насытил книгу разнообразными высказываниями с различных интернет форумов. Книга про стиляг это ретроспективный анализ того, чем была эта субкультура: анализ прессы и воспоминания 17 непосредственных участников. То есть в обоих случаях автор избрал для повествования примерно одинаковую форму повествования.
Сразу же становится очевидным, что основой для появления обоих субкультур становится музыка. Причем музыка зарубежная. Стиляги активно вспоминают как на фирменных зарубежных пластинках и на самозаписанных «костях» они слушали корифеев джаза и первые рок-н-роллы. Эмо также пришли из музыкального стиля. В книге описаны четыре волны развития эмо-кора, начиная с середины 1980-х. И что примечательно, только с конца третьей волны эмо превратились в самостоятельную субкультуру и пришли в Россию.
Потому автор склонен рассуждать о том, являются ли российские эмо чем-то самобытным или это просто подражание зарубежному модному молодежному течению. Ведь оно пришло в Россию всего на пару лет позже того, как охватило весь мир. Но характерно то, что стиляги появились у нас в стране так же ненамного позже, чем похожие движения в Европе и Северной Америке. И при ближайшем рассмотрении неожиданно выясняется, что у советских стиляг и британских модов и тедди-боев было гораздо больше общего, чем у эмо из России и той же Британии.
Естественно, что в первую очередь представители субкультур выделяются своим внешним видом или попросту «стилем» (отсюда и название «стиляги»). Если со стилягами тут все понятно: своим внешним видом, доходившим порой до абсурда и карикатурности, они всячески стремились выбиться из общего стиля «строителей коммунизма». Для этого в утрированном виде бездумно копировались образцы зарубежной моды, соответственно изменяясь вместе с ней. С эмо-кидами сложнее, потому что их внешний вид это некий безумный коктейль из элементов стилей самых разных субкультур, существовавших до этого. Пожалуй, только доминирование черно-розового цвета стало именно их фирменной фишкой. То есть, не зависимо от полувековой разницы, молодежь стремилась именно своим внешним видом максимально дистанцироваться от предыдущего поколения, показывая свой нонконформизм.
Потому то, именно внешний вид и был причиной их не приятностей. Фильм Валерия Тодоровского «Стиляги» создал представление о том, что комсомольцы постоянно преследовали стиляг и довольно жестко с ними расправлялись. Тем не менее, практически никто из героев книги «Стиляги» не вспоминает о том, что подобные нападения были систематическими и то в большинстве случаев они заканчивались небольшими потасовками. В большинстве своем борьба с ними велась при помощи осуждения со стороны широкой общественности, создавая негативный образ в прессе. «Черно-розовым» же в этом плане пришлось намного тяжелее. Читая книгу, создается впечатление, что противников у эмо было больше, чем их самих. Мало того, что на них осуществлялись постоянные наезды в интернете, так их еще и постоянно избивали за внешний вид и обсыпали мукой. А учитывая травоядную незлобивость, заложенную в самом мироощущении эмо, такие столкновения могли приводить к самым серьезным последствиям.
Примечательно, что на сегодняшний день представленные книги – это единственные издания посвященные тому, что бы составить представление об этих субкультурах. Про стиляг, она вышла несколько лучше и информативнее. Примечательна цитата из последней главы: «Стиляжничество было попыткой протеста против навязываемых стереотипов поведения, серости и единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни, своего рода механизмом зашиты от реальности, в котором поклонники этой субкультуры чувствовали себя чужими».
Но и книга про эмо вполне может быть прочитана. И примечательны слова, написанные Владимиром Козловым в заключении: «Вряд ли мода на эмо будет продолжаться слишком долго. Появится что-то еще – и следующее поколение тинейджеров будет слушать какие-то новые музыкальные гибриды и миксы и одеваться в каком-то другом стиле».
Поменяй в этих высказываниях слова «эмо» и «стиляги» и в обоих случаях они будут справедливыми. На самом деле, в этих цитатах можно поставить название 98% молодежных субкультур и в каждом случае они будут четко соответствовать их внутреннему содержанию. Наверное, в этом и есть их суть: постоянно менять друг друга при появлении у нового поколения молодых чувства нонконформизма.