Каждый культурный человек знает, что центрами музыкального «сибирского вторжения» были одновременно сразу три города: Тюмень, Омск и Новосибирск. Но если написание истории андеграунда первых двух городов это поле для будущих исследований, то музыкальная история Новосибирска с недавних пор представлена довольно полно. Это стало возможным благодаря выходу книги «Энциклопедия музея «Путти-Хаус» или На волне запоя», написанной-составленной лидером группы «ПУТТИ» Александром Чиркиным и отредактированной его супругой Дарьей Чиркиной.
Не искушенный читатель может задать вопрос: «А что же такое этот самый «Путти-Хаус»? Ответ дается уже на первых страницах книги: это небольшая деревянная избушка с более чем столетней историей, пока ещё находящаяся почти в центре Новосибирска. Однако свое культовое значение для музыкальной культуры она приобрела в 1983 г., когда стала местом репетиций и сбора для многих сибирских музыкантов. В том числе и тех, кто серьезно повлиял на музыкальную палитру страны. Были, конечно, в Новосибирске и другие примечательные тусовочные места, которым в представленной «Энциклопедии» уделено достаточно внимания: флэт «Рок-мамы» (Ирины Литяевой), ДК «Строитель» или «Студия 8». Однако именно «Путти-Хаусу» было суждено стать некой общей точкой, которая объединила разных и непохожих музыкантов и позволила им стать известными если не на всю страну, то на Сибирь уж точно.
Вообще форма повествования в виде «Энциклопедии» выбрана довольно удачно, поскольку позволяет знакомиться с текстом с любой главы. Благодаря этому даже некоторые встречающиеся в текстах повторы оказываются к месту и дополняют повествование. Однако если же читать все главы в предложенной автором последовательности, то выстраивается некая общая хронология музыкальной жизни города на протяжении всех 1980-х и заканчивающихся путчем 1991 г., который символично происходил параллельно с сибирским туром «Аквариума» (а вернее его акустической реинкарнации под названием «Маленький партизанский отряд») и «Разных людей» (с Чижом в качестве вокалиста). Как этот самый тур проходил в книге описано исчерпывающе подробно.
При этом главы построены по самому эффективному принципу: небольшое вступление от Александра Чиркина, далее воспоминания от непосредственных участников и завершается подборкой материалов из новосибирской прессы тех лет. Получается и перекличка эпох, и субъективные оценки, что делает повествование одновременно и увлекательным и информативным. При этом в книге просто невероятное количество фотографий (как правило, редких), так что и визуальный ряд отвечает требованиям энциклопедичности.
Большая часть текста это рассказы о новосибирских музыкантах. Причем начинается повествование с тех первопроходцев, которые зарождали андергаудное движение в Новосибирске и несли его дальше по всему миру (как, к примеру, Юрий Наумов или басист сразу трех культовых новосибирских групп Олег Чеховский). Благодаря их творчеству появились все последующие коллективы, а бесспорное влияние их ощущается до сих пор.
Конечно же, в таком славном городе не могли не состояться музыканты, которым было суждено прославится на всю страну. Вопреки обывательскому мнению к таковым относится не только «Калинов мост», хотя и про этот коллектив в «Энциклопедии» рассказано довольно подробно. Здесь и Дмитрий Селиванов, и Янка, и Лукич. Безмерно жаль только, что их всех уже давно нет в этом мире. Но зато все воспоминания о них оказались самыми теплыми и добрыми. А уж байки от Черного Лукича, опубликованные, наверное, впервые, бесспорно одни из самых веселых частей данной книги.
Другая важная составляющая книги - это музыканты других городов, чье творческое взаимодействие с новосибирцами было плотным и продуктивным. Братья Лищенко, «Гражданская Оборона», Ник Рок-н-ролл, «Инструкция по выживанию» - все они бесспорные легенды. А приведенные воспоминания лишь добавляют необходимых штрихов делая их портреты более яркими и насыщенными.
Конечно же, Новосибирск в описываемое время в обязательном порядке посещали и ведущие отечественные рок-звезды того периода. Их гастролям посвящена отдельная глава. Кого тут только нет. Интеллигентный Майк Науменко. Константин Кинчев и его непрекращающийся пьяный дебош. Театральный Пётр Мамонов. «NAUTILUS POMPILIUS» не ставшие лауреатами новосибирского рок-фестиваля. Александр Башлачев, «первый визит которого блыл прекрасен, ярок и многообещающ, а второй был настолько плох, что о нём не хочется даже вспоминать». Воспоминания об их выступлениях самые разнообразные, а отзывы в прессе тех лет ни чего кроме ухмылки вызвать не могут, но именно они дают прекрасное ощущение эпохи с ее «духом перестройки».
Но это лишь малые части музыкальной жизни. Из книги можно подробно узнать о становлении Новосибирского рок-клуба и как из-за внутреннего конфликта произошло его разделение на собственно рок-клуб и «Студию-8», оказавшуюся в итоге более эффективной в творческом плане. Музыкальная жизнь Новосибирска кипела в самых разных проявлениях от квартирников до многочисленных фестивалей (их точное количество не могут назвать даже сами участники). Рассказы об их организаторах тоже важная часть «Энциклопедии». Пожалуй, впервые подробно рассказано о несостоявшемся фестивале в Гурзуфе в августе 1990 г., который отменили из-за того, что местных жителей напугали нашествие безумных панков (ну и, по слухам, из-за того, что в это же время там отдыхал Горбачев).
В итоге, можно смело сказать, что собранный в «Энциклопедии» материал всеобъемлющ, хотя сам Александр Чиркин в тексте неоднократно подчеркивал, что это лишь самые общие сведения. Но даже при этом полотно музыкальной жизни Новосибирска указанного периода получилось целостное, красочное и яркое. При чтении само собой возникает желание найти и послушать песни «Идеи Фикс», группы «БОМЖ» и других персонажей книги. Потому любой, кто будет её читать с головой окунется в новосибирский андеграунд периода его расцвета, так что выныривать из него не захочется очень долго. Удовольствие при этом гарантировано!