Найти тему
Stories и история

Кто такие ИКОНОБОРЦЫ

Оглавление

Как мы знаем, православный храм славится иконами. А вот, оказывается, в истории бывало, что с иконами велась борьба.

Одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви, икона Владимирской Богоматери. Константинополь, XII в. / изображение из открытых источников
Одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви, икона Владимирской Богоматери. Константинополь, XII в. / изображение из открытых источников

Подпишитесь на мой канал Stories и история, чтобы получать обновления!

Дело было аж 1270 лет назад, в середине VIII века, и не в каком-нибудь "варварском" королевстве (см., например: И ТОГДА ПРИШЛИ ЛАНГОБАРДЫ. ДРУГАЯ ИТАЛИЯ, ДРУГАЯ ЕВРОПА), а в Византии - колыбели православия. 10 февраля 754 года византийский император Константин V собрал в предместье Константинополя в Иерии собор церковных иерархов во главе с митрополитом Феодосием. Его так и называют - Иерийский (или еще иконоборческий) Собор. Иконоборческий, т.к. Собор подверг запрету... иконы. А заодно с иконами - и поклонение мощам.

Война Константина V против духовенства. Миниатюра 48 из Хроники Константина Манассии, 14 век: Разрушение церкви по приказу иконоборца императора Константина V Копронима / https://en.wikipedia.org/wiki/File:48-manasses-chronicle.jpg
Война Константина V против духовенства. Миниатюра 48 из Хроники Константина Манассии, 14 век: Разрушение церкви по приказу иконоборца императора Константина V Копронима / https://en.wikipedia.org/wiki/File:48-manasses-chronicle.jpg

И так как-то получилось, что вину за иконоборчество стали возлагать на Константина V. Говорят, будущий император отличился еще в младенчестве: испражнился (извините) при крещении в крестильную купель и получил за это прозвище "Копроним"; может, прозвище породило неприязнь Константина V к иконам церковнослужителям? Иногда читаешь и такое: как знать, не случись (бы) с Константином этого казуса, не произошли бы и дальнейшие события?

10 февраля 754 года Иерийский (иконоборческий) Собор подверг запрету... иконы!

Но, думается, дело тут не только в Константине V и не столько в нем. Дело в том, что иконоборческое религиозное движение в Византии еще до прихода к власти Константина V уже было. Иконоборцы исходили из Ветхого Завета и его заповеди НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА

...не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им" (Исх. 20:4-5)

Они считали, что все священные изображения (иконы, статуи) относятся к идолам, а культ почитания икон объявили идолопоклонством. Еще Лев III Исавр, отец Константина V, запретил почитание икон / законы 726, 730 гг. У Льва Исавра - есть такое мнение - была вполне прагматическая цель: он не хотел лишний раз ссориться с арабами-мусульманами (при том, что с VII по XII вв. шли арабо-византийские войны), и полагал, что упразднение почитания изображений (икон) поспособствует добрососедству народов. Так что иконоборчество зародилось в Византии во время правления Льва III Исавра и развивалось и при его сыне Константине V Копрониме, и при его внуке Льве Хазаре...

Культ почитания икон иконоборцы объявили идолопоклонством

Дело еще и в том, что христианство на момент своего возникновения собственного художественного наследия не имело. Христианство выросло <все-таки> из иудаизма, а в иудаизме избегали изображений священного и божественного. Поэтому раннее христианство использовало не образы, а символы: например, рыба - символ Христа; якорь; ягненок; и др.

Рыба - греч. Ίχθύς - символ иисуса Христа / https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ichthys.svg
Рыба - греч. Ίχθύς - символ иисуса Христа / https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ichthys.svg

Только с IV века христиане стали украшать места отправления культа изображениями священного, а в восточной (византийской) церкви образы были не просто декоративны, они оказались, как пишут, "в центре богослужебной жизни" и со временем вокруг них стал складываться культ, чего не было в Западной Европе. Так, в государстве франков до конца VIII века нет никаких сведений о культе изображений. Нет, образы, миниатюры в книгах, конечно же, были, но нет сведений о том, что верующие носили изображения, которые могли бы быть названы иконами; или, скажем, о клятвах на тех же изображениях / объяснения этому явлению я не нашла, но оно было.

У Льва Исавра, объявившего культ почитания икон объявили идолопоклонством, была цель сохранить добрососедские отношения с арабами-мусульманами

Поэтому, когда Иерийский Собор в Византии предписал уничтожать иконы, современники не особенно и удивились. Тем более, что постановления Собора были направлены исключительно против духовенства (прежде всего монашества) и никак не затрагивали мирян. Последних не преследовали даже в выявленных случаях иконопочитания. Собор, к слову, запретил кому бы то ни было присваивать под видом борьбы с идолопоклонничеством церковное имущество и ущемлять права церкви, а поскольку о вере в те времена шли активные споры, тот же Собор провозгласил и определение веры.

Однако же далеко не всё духовенство приняло запреты Иерийского собора. В ответ на непослушание император ответил страшными карами: разрушали монастыри (при этом их земли конфисковывали), несогласных монахов-иконопочитателей подвергали пыткам и бросали в тюрьмы, те бежали от гонений за пределы Византийской империи...

Но духовенство не сдавалось. В VIII веке несколько поменялся исторический контекст: конфликт между Византией и Арабским халифатом хотя и продолжался, но все же случались периоды перемирия, периодически происходил обмен посольствами, а в IX веке с ослаблением и раздроблением халифата византийцы даже стали переходить в контрнаступление и в Х-м уже вернули себе контроль над утраченными ранее Северной Сирией и Арменией.

Знаменитый "греческий огонь", который широко использовался во время арабо-византийских войн. Здесь: изображение из иллюстрированной рукописи "Мадридские небесные своды", на котором изображен "греческий огонь", применяемый против флота повстанца Фомы Славянина / https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Greekfire-madridskylitzes1.jpg
Знаменитый "греческий огонь", который широко использовался во время арабо-византийских войн. Здесь: изображение из иллюстрированной рукописи "Мадридские небесные своды", на котором изображен "греческий огонь", применяемый против флота повстанца Фомы Славянина / https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Greekfire-madridskylitzes1.jpg

/ О "греческом огне": ВИЗАНТИЯ: ПОБЕДА ТЕХНОЛОГИЙ, или "этот ужасный греческий огонь"

В 787 году вдовой Льва IV Хазара императрицей Ириной и сыном ее и Льва Хазара Константине VI был созван II Никейский (он же VII Вселенский) собор, запретивший иконоборчество; потом оно вновь возобновилось в начале IX века; потом подверглось окончательному запрету в 843 году... Заметим, что среди самих Отцов Церкви не было единодушия в вопросе о почитании образов и о значении слов почитание и культ, поэтому упомянутый Никейский собор прошел не так гладко, как хотелось бы его основателям.

Изображение Второго Никейского собора из Менологиона Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 108) / https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Menologion_of_Basil_024.jpg
Изображение Второго Никейского собора из Менологиона Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 108) / https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Menologion_of_Basil_024.jpg

В работе II Никейского собора приняли участие примерно 300 епископов из Византии, около 15 епископов из Южной Италии, римский папа Адриан I был на Собор приглашен, но Не приехал, ограничившись посланием двух своих легатов ("два Петра" - оба по имени Петр), может, были представители Александрии и Антиохии (точно не известно). В самом начале зачитали письмо папы Адриана I, в котором излагалась западная точка зрения относительно священных образов.

Папа Адриан I. Здесь: встреча Карла Великого с папой Адрианом I у ворот Рима / https://ru.wikipedia.org/wiki/Второй_Никейский_собор#/media/Файл:Pope_Adrian_I.jpg
Папа Адриан I. Здесь: встреча Карла Великого с папой Адрианом I у ворот Рима / https://ru.wikipedia.org/wiki/Второй_Никейский_собор#/media/Файл:Pope_Adrian_I.jpg

II Никейский (он же VII Вселенский) собор 787 года запретил иконоборчество.

В письме глава римской церкви заявил, что восстановление иконопочитания (как и само проведение Собора) он считает возможным лишь на основании ряда условий, из которых подчеркнем предание анафеме иконоборческого Собора 754 года в присутствии папских легатов, возвращение Римской церкви земель в Южной Италии, ранее переданных Львом Исавром Константинопольскому патриархату, и "неиспользование" впредь Константинопольским патриархом титула "Вселенский".

Т.е., как очевидно, речь шла о власти и о землях, о землях и о власти, о, скажем современным языком, разграничением полномочий между Папой и патриархом. Собравшиеся письмо одобрили, а это означало, что у присутствующих на Соборе иконоборцев права-то голоса, по сути, и не было: в начале Собора они были предупреждены, что

а) они упорствуют и поддерживают иконоборчество с последующим низложением с епископского престола, либо

б) могут покаяться, принять культ образов и участвовать в совете / но сохранять при этом благородное молчание.

Думаю, читатели уже поняли, как был решен вопрос: Собор принял их публичное раскаяние. Но,повторюсь, не все проходило гладко, трудно, главным образом усилиями Ирины, собирался этот Собор. Один факт: только на пятом его заседании по предложению папских легатов в храм на заседание Собора была внесена икона.

Подчеркивалось:

Речь идет, конечно, не об истинном поклонении, сохраняемом нашей верой только божественному естеству, а о культе, подобном тому, который воздается образу честного и животворящего креста, святым евангелиям и другим священным предметам. , почитая их приношением благовоний и огней в соответствии с благочестивым обычаями древних. Честь, воздаваемая изображению, в действительности принадлежит тому, кто в нем представлен, и кто почитает образ, почитает действительность того, кто в нем воспроизведен.

Собор разъяснил и устранил разницу в терминах "почитание" и "поклонение": допущено почитание образов, но абсолютно отвергалось поклонение им, т.к. поклоняться можно только Богу. А еще уточнялось, что почитание образов означает почитание изображенного на нем лица (лиц), а не самой <материальной> иконе как таковой.

Но и после окончания Собора не все благополучно было с иконопочитанием. Так, в государстве Карла Великого акты Собора категорически не были приняты. Франкские богословы писали, что

Оба собора <имеются в виду соборы 754 и 787 гг.> вышли из границ истины, так как иконы не идолы, и иконам служить не должно (мы ничего не отвергаем, кроме [божественного] поклонения иконам) ...
Одному только Богу должно служить, одному только Ему должно воздавать (божественное) поклонение, один только Он должен быть славим ... - и т.д.

В 825 году сын Карла Великого Людовик Благочестивый вообще собрал в Париже Собор епископов и богословов, где вновь осудили постановления II Никейского собора; Парижский собор осудил как иконоборцев, так и иконопоклонников!

Чем все это закончилось?

Движение иконоборцев остановил Константинопольский собор 843 года (обратим внимание, дата совпадает с разделом империи Карла Великого), когда в Восточной Римской империи правила императрица Феодора. В ознаменование окончательной победы над иконоборцами (и всеми еретиками) был установлен праздник Торжества Православия. Православные христиане и по настоящее время празднуют его в первое воскресенье Великого Поста.

Однако же споры относительно почитания образов велись в течение всего IX и X веков. В западном христианстве поклонение иконам так и не получило признания в качестве общеобязательного догмата, в то время как обоснование иконопочитания в целом соответствовало постановлениям II Никейского собора. Иконоборчество в западном христианстве проявилось в некоторых еретических религиозных течениях, например, в течении катаров / см.:

МОНСЕГЮР: романс, крепость, альбигойцы, Грааль <статья с видео>

-а также в период Реформации в Европе. Но Реформация - это совсем уж другая история, немного о ней найдете здесь: Кто такие ПРОТЕСТАНТЫ

Споры относительно почитания образов велись в течение всего IX и X веков.

Добавлю только, что за столетие с небольшим иконоборцами были уничтожены тысячи икон, фресок, мозаик, статуй и целых алтарей в храмах, а термином "иконоборчество" в современном мире называть акты вандализма в отношении предметов культа и просто культурных объектов. Так, иконоборчеством считается, например, уничтожение бамианских статуй Будды талибами в 2001 г., а к политическим проявлениям иконоборчества относят разрушение башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в <том же > 2001 году.

С этой статьей читают: Принятие православия - перекресток в российской истории? Ваше МНЕНИЕ?

Разделение церквей: как православие отделилось от католицизма

Story о том, как Англию крестили, а англов ангелами назвали

Почему священник трижды ронял ножницы, постригая послушницу?

Чаадаев объявил православие ошибкой. Кем объявили Чаадаева?