Знакомимся с датами ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ: 1517 год
Латинское причастие действительного залога protestans, protestantis - возражающий, несогласный, публично доказывающий дало нам понятие протестантизм. Протестантизмом называют совокупность церквей и сект, появившихся в XVI веке в Европе в ходе Реформации. Наряду с католицизмом и православием протестантизм представляет одно из направлений христианства.
Протестантизм - это совокупность церквей и сект, появившихся в XVI веке в Европе в ходе Реформации; одно из направлений христианства.
...Однажды, 31 октября 1517 года доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил к воротам дворцовой церкви немецкого города Виттенберга табличку, содержащую его знаменитые "95 тезисов".
По средневековой традиции это означало вызов на диспут по богословской проблеме.
Так началась Реформация - религиозное и общественно-политическое движение в Европе XVI-XVII вв., направленное на реформирование католической церкви. На то был, так сказать, запрос от общества: в период зарождения капитализма особую ценность приобретает время (принцип время-деньги), и реформирование католической церкви с ее длинными службами, многочисленными обрядами и таинствами, порочной практикой продажи индульгенций отвечало на данный запрос.
Реформация - религиозное и общественно-политическое движение в Европе XVI-XVII вв., направленное на реформирование католической церкви.
Реформация в Европе началась в 1517 году. Ее инициатор - Мартин Лютер.
В тезисах Лютера содержалась критика католической церкви: осуждалась торговля индульгенциями, отрицались власть Римского папы над отпущением грехов и посредничество церкви и духовенства между христианином и Богом, соответственно, отрицалась необходимость церковных обрядов. Solо fide, - только верой, - а не через церковь и ее обряды, заявил Лютер, происходит спасение ("оправдание") верующего перед Богом.
"Я стремился понять <апостола> Павла в его послании к Римлянам. Однако мешали мне в этом не столько замерзшие ноги, сколько одна фраза из первой главы: "В нём открывается правда Божья" (Рим.1:17). Я отчаянно стремился узнать, что имел в виду Павел в этом месте. Наконец, размышляя днем и ночью над словами "в нём открывается правда Божья от веры в веру, как написано: Праведный верой жив будет", - я стал понимать эту "правду Божью" как то, посредством чего праведный человек живет даром Божьим (верой)..." (Мартин Лютер).
Solо fide, - только верой, - согласно Лютеру, происходит спасение ("оправдание") верующего перед Богом.
Sola Fide - только вера, идея протестантизма. Единственным источником истины Лютер назвал Священное Писание, а не постановления церкви. Лютер, к слову, перевел Библию на немецкий язык, чтобы она была доступна народу.
На Вормсском рейхстаге 1520 года от Лютера требовали отречься от своих взглядов. Ответ Лютера императору Священной Римской империи (Германии): "На том стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог". Лютер был поставлен вне закона на территории империи, а Вормсским эдиктом 1521 г. объявлен еретиком, но Реформация продолжалась. В 1529 году 5 князей и представители 14 свободных городов Священной Римской империи провозгласили "Шпайерскую протестацию", по названию которой сторонники Лютера и получили название протестантов, а некатолические конфессии, появившиеся в ходе Реформации - в совокупности - протестантской церкви.
Продолжалась Реформация и после смерти Лютера (в 1546 г.). В конце концов в Священной Римской империи дело закончилось подписанием Аугсбургского религиозного мира 1555 г. Католическую церковь реформировать не удалось, но лютеранство было признано официальной религией. Появилась новая, протестантская церковь, новая конфессия. Правда в раздробленной империи было установлено право князей на выбор вероисповедания в своих землях по принципу "Чья земля, того и вера". Так часть Германии осталась католической, а часть стала лютеранской.
В Священной Римской империи согласно Аугсбургскому религиозному миру 1555 г. лютеранство стало официальной религией.
Основные положения протестантизма выражены в виде принципов Quinque sola (досл. лат. "пять ТОЛЬКО"). Это 5 тезисов:
1. Sola Scriptura - Только Писание. Единственным источником для христиан является Библия, слова Господа достаточно для спасения. Верующий читает Библию сам.
2. Sola fide - Только верой. Спасение ("оправдание") можно получить только верой. причем спасение дается только по вере, а не по вере и делам и, тем более, не только по делам человека.
3. Solus Christus - Только Христос. Единственный посредник между Богом и человеком - Иисус Христос, спасение возможно только через веру в Него. В этой связи протестанты не признают как посредников между Богом и человеком святых и Римского папу, а должны почитать одного только Бога, ведь спасение даруется только через Него.
4. Soli Deo gloria - Только Богу слава. Священник у протестантов - это пастор, просто человек, хорошо знающий и понимающий писание. Пастор не носит особых облачений и ведет обычный для мирян образ жизни. Иконы, святые мощи не почитаются, ведь Бог живет в сердце человека. Поэтому у протестантов нет и особой формы богослужения.
5. Sola gratia - Только благодатью. Человек спасется лишь благодаря Божественной благодати.
Что еще?
Протестанты признают только два таинства - крещение и причащение. Крещение принимается верующим осознанно, в зрелом возрасте.
Протестанты не молятся за умерших, т.к. считают, что посмертную участь человека решает Господь.
У протестантов нет монашества и монастырей, в то же время человек по своему усмотрению может принять целибат и не вступать в брак.
Протестантская церковь имеет ответвления: в Германии утвердилась лютеранская церковь, в Англии - англиканская, в Швейцарии кальвинистская. Есть и протестантские секты: баптисты, методисты, пятидесятники, и др. В настоящее время это самая большая по численности приверженцев деноминация (конфессия) в мире.
И еще один момент. Замечено, что замечает, что протестантизм утвердился в экономически развитых странах (в Священной Римской империи - в наиболее развитых землях).
Протестантизм утвердился в экономически развитых странах. Немецкий социолог М. Вебера видел причину в особом мировоззрении протестантов.
По мнению немецкого социолога М. Вебера, причина - в особом мировоззрении протестантов, их рационализме; в протестантской трудовой этике Вебер видел условие возникновения капитализма. Но это вопрос, требующий отдельного освещения, здесь мы его касаться не будем.