Игра слов на латыни:
- Аngli sumus. - Аngeli sitis.
Дословно: - Мы - англы. - Да будьте ангелами, - так сказал римский папа Григорий I перед тем, как крестить англов.
Историю эту рассказал Беда Достопочтенный в "Церковной истории народа англов" около 731 г. А произошла она на 150 лет раньше, в 580 году.
...Однажды будущий римский папа Григорий I Великий (который в то время папой не был, а был еще только поставлен диаконом в Константинополе), будучи на невольничьем рынке, обратил внимание двух красивых светловолосых мальчиков. Он спросил, кто они, откуда они. Дети ответили: "Мы - англы".
Дети его восхитили, и он сказал: "Поистине, и лицом они ангелы; пусть же станут сонаследниками ангелов на небесах". Его ответ на слова мальчиков передают на латыни в разных вариациях: Angli sunt, angeli fiant; или даже в короткой форме: "Non Angli, sed angeli" - не англы, а ангелы. По рассказам, он очень удивлялся: как же так, люди с такой ангельской внешностью, светловолосые и голубоглазые - и не христиане? - и после этого случая решил, что пора начать христианизацию Англии.
Григорий стал папой в 590 году, а еще ранее, в 585 или 586 г., он прибыл в Рим. Встречу в Константинополе он не забыл, и в 596 году им отправил в Англию миссию, в которую входило 40 монахов. Во главе миссии папа Григорий поставил своего друга аббата Августина. Целью миссии (ее называют григорианской или августинской) являлось обращение англосаксов в христианство.
Трудная то была миссия. В Британии кое-где уже было введено христианство. Ирландские и франкские миссионеры выражали недовольство, почему папа вмешивался в их дела. Даже не хотели пропускать его миссионеров...
Еще более холодно встретили приезжих бритты, уже крещеные ирландскими монахами. Англы и саксы, германские племена, для бриттов были врагами и захватчиками, соответственно, и крестителей англов бритты рассмотрели первоначально как врагов.
Были некоторые расхождения в обрядности. Так, ирландцы по-иному проводили обряд крещения и рассчитывали Пасху. Римские священники выстригали т.наз. тонзуру Святого Петра (в виде венчика вокруг головы), а кельты предпочитали тонзуру Святого Павла (голова выбривалась только спереди, сзади отпускались волосы).
Языческие германские племена в конце VI в., на момент послания миссии, расселялись в основном на юге Британии. Миссионеры во главе с Августином в 597 году прибыли в Кент, чтобы обратить в христианство короля Этельберта I; королева, жена Этельберта, франкская принцесса Берта Кентская к тому времени уже была крещена. Разрешение от Этельберта I было получено, и миссионеры приступили к проповеди христианства в Кентербери.
Чуть позже они отписались Григорию I о том, что состоялось обращение короля; когда это произошло, трудно установить точно, где-то около 601 года. В Лондоне, как планировалось, Августину основать кафедру не удалось, он поселился в Кентербери, где основал монастырь Святого Петра. Он же стал и первым архиепископом Кентерберийским.
Позже был решен вопрос и с Лондоном. Августин поставил там своего епископа Меллиту, при нем был построен первый собор Святого Павла. Много позже, в 664 году, состоялся Уитбийский собор, на котором были наконец разрешены расхождения между кельтской и римскими формами богослужения и произошло слияние кельтской и римской церквей. Во главе церкви стоял архиепископ Кентерберийский.