В 1836 году российское просвещенное общество было шокировано. В журнале "Телескоп" было опубликовано "Философическое письмо" П.Я. Чаадаева, первое из серии "Философических писем к г-же ***". Философ, публицист Петр Яковлевич Чаадаев был известен публике своими западническими взглядами, а в обществе славился блестящими манерами и умением одеваться. А.С. Пушкин вывел его образ в "Евгении Онегине": "Второй Чадаев, мой Евгений, Боясь ревнивых осуждений, В своей одежде был педант И то, что мы назвали франт".
В "Философических письмах" Чаадаев поделился своими раздумьями о прошлом и будущем России.
Письма, написанные философом на французском языке в 1829-1831 гг. были адресованы Екатерине Пановой. Но скорее, жанр письма был выбран потому, что позволял автору свободно выражать мысли.
Первое же из писем (всего их 8) произвело на современников сильнейшее впечатление, А.И. Герцен даже назвал его "выстрелом в ночи", и вот почему:
в православной стране, где главной идеологией была теория официальной народности, христианский философ (так сам себя называл Чаадаев) написал, что роковой ошибкой для России и всей ее последующей истории было принятие христианства из Византии.
Что касается теории официальной народности, то ее сформулировал министр народного просвещения граф С.С. Уваров в 1833 году. Она содержала три основных положения: православие, самодержавие, народность, и первый пункт заключался в том, что русский народ очень привязан к православной церкви, а в основе народности опять же лежит вера народа в царя и церковь.
"Философическое письмо" Чаадаева прозвучало для современников, по выражению Герцена, "выстрелом в ночи".
Чаадаев в "Философическом письме" объявил принятие христианства из Византии (православия) ошибкой для Руси.
Почему? Чаадаев считал, что Россия, приняв православие, оторвалась от западноевропейской цивилизации и оказалась в культурной изоляции. В Европе общество основывается на законе, порядке, в нем сильны идеи справедливости; в России не так. Западником философ стал, как считают, во время заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. Будучи гусаром, Чаадаев участвовал в войне 1812 года, а из Европы он привез знания и идеи.
Приняв восточный вариант христианства из Византии, Россия унаследовала не столько культуру, сколько традиции византийского деспотизма. Россия с тех развивается сама по себе, не примыкая ни к востоку, ни к западу, существует как бы вне времени. Поэтому перемены, происходящие в других странах, ее не коснулись. Историю России Чаадаев видит мрачной и бесперспективной, а ее роль - в том, что она дала всему миру урок бесцельно прожитых веков.
А цивилизация и прогресс, по мнению Чаадаева, связаны не с православием, а с католицизмом.
Цивилизация и прогресс, по мнению Чаадаева, связаны не с православием, а с католицизмом.
Оставаясь православной страной, Россия и дальше обречена на бесцельное существование.
Не случайна и подпись под письмом. Авторской подписи не было, но было обозначено место написания письма: "Некрополис. 1829, декабря 1. Некрополис - это Город мертвых (греч.). Так назвал Чаадаев николаевскую Россию...
Место написания письма было обозначено как Некрополис - т.е. Город мертвых Так назвал Чаадаев николаевскую Россию.
Реакция властей была вполне ожидаемой: журнал закрыли, издателя Надеждина сослали, цензора Болдырева, пропустившего статью, отправили в отставку, а Чаадаева объявили сумасшедшим.
Первым потребовал закрыть журнал министр просвещения Уваров. Он лично написал Николаю I о том, что считает статью "преступлением против народной чести,.. против религиозной, политической и нравственной чести". Резолюция Николая I не замедлила себя ждать: "Прочитав статью, нахожу, что содержание оной есть смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного: это мы узнаем непременно, но не извинительны ни редактор журнала, ни цензор. Велите сейчас журнал запретить, обоих виновных отрешить от должности и вытребовать сюда к ответу".
По указу Николая I Чаадаев был признан душевнобольным.
Год после написания письма он находился под наблюдением полиции и врачей, только после этого был объявлен выздоровевшим; однако же писать и публиковать свои работы ему было запрещено (чтобы и "не смел ничего писать").
Но он написал в 1837 году "Апологию сумасшедшего" (правда, не дождался публикации, она не была опубликована при его жизни).
Петр Яковлевич Чаадаев, безусловно, был интереснейшим человеком, пробудившим мыслящее общество. Послужил прообразом Чацкого в "Горе от ума" А.С. Грибоедова; того тоже объявили сумасшедшим... Подтолкнул споры западников и славянофилов, разгоревшиеся в 1830-1840-е годы... "Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, А здесь он — офицер гусарской", - написал о Чаадаеве А.С. Пушкин.