Найти в Дзене
Stories и история

МОНСЕГЮР: романс, крепость, альбигойцы, Грааль

Оглавление

Это "Монсегюрский романс". Поет Канцлер Ги (на самом деле Майя Вячеславовна Котовская, певица, автор, исполнительница песен).

А это крепость Монсегюр, оплот катаров:

Зáмок Château de Montségur (Монсегюр). Реконструкция. Здесь и дальше в статье используются изображения из открытых источников.
Зáмок Château de Montségur (Монсегюр). Реконструкция. Здесь и дальше в статье используются изображения из открытых источников.

Крестовый поход против альбигойцев / или катаров в исторической области Лангедок на юго-западе Франции длился 20 лет - с 1209 по 1229 гг. Поход представлял ряд военных кампаний, которые получили название Альбигойские войны.

Альбигойцами представителей движения катаров в Лангедоке стали называть по французскому городку Альби: то ли в Альби и его окрестностях еретиков-катаров было невероятно много, то ли церковный собор в Альби, объявивший катаров еретиками, сыграл свою роль, - тут мнения расходятся. Да это и не важно.

В ходе Альбигойских войн, о подсчетам историков, с обеих сторон погибло около 1 млн. человек, а военные действия полностью прекратились только в 1255 году. В этом походе при взятии города Безье были сказаны и такие известные впоследствии слова: "Господь на небе узнает своих".

"Когда они <крестоносцы> обнаружили, по признанию некоторых из них, что католики перемешались с еретиками, они спросили настоятеля: "Сир, что нам делать, потому что мы не можем отличить верных от еретиков". Аббат, как и другие, боялся, что многие из-за страха смерти притворятся католиками и после их отъезда вернутся к своей ереси, и, как говорят, ответил: "Caedite eos. Novit enim Dominus qui sunt eius" - "Убей их всех, потому что Господь узнает их, которые являются Его" (2 Тим. II. 19), и поэтому бесчисленное количество в этом городе было убито", - написал о событии один монах, писатель и теолог, приор монастыря близ города Кёльна Цезарий Гейстербахский. Крестоносцы в этом походе, действительно, уничтожали местное население без всякого разбора. Правда, навряд ли в интересах Бога, а, как представляется, в интересах французских королей - сначала Людовика VIII, а потом Людовика IX.

В ходе Альбигойских войн погибло около 1 миллиона человек.

Здесь: изгнание жителей города Каркассон в 1209 году. Миниатюра из рукописи "Великих хроник Франции". Дата	создания миниатюры - ок. 1415 года. Согласно хроникам, население сдавшегося крестоносцам города Каркассона выпустили из города почти нагими.
Здесь: изгнание жителей города Каркассон в 1209 году. Миниатюра из рукописи "Великих хроник Франции". Дата создания миниатюры - ок. 1415 года. Согласно хроникам, население сдавшегося крестоносцам города Каркассона выпустили из города почти нагими.

Монсегюр, цитадель катаров в отрогах Пиренеев, пал 16 марта 1244 года. Более 200 катарских монахинь и монахов, не пожелавшие отречься от своих религиозных убеждений, были сожжены в тот же день у подножия горы. Сейчас это место называется Prat dels Cremats / Поле Сожженных. А 25 защитников крепости покончили с собой.

"Убей их всех, потому что Господь узнает их, которые являются Его", и ... бесчисленное количество в этом городе было убито".

О чем песня? Герменевтический анализ дал философ, культуролог, доктор философских наук Андрей Иванович Макаров:

Философ, культуролог, д.ф.н. А.И. Макаров. Фото со страницы А.И. Макарова https://vk.com/aimakaroff?z=photo10918036_340990521%2Falbum10918036_0%2Frev
Философ, культуролог, д.ф.н. А.И. Макаров. Фото со страницы А.И. Макарова https://vk.com/aimakaroff?z=photo10918036_340990521%2Falbum10918036_0%2Frev

"Песня поется от лица Эсклармонды"

"Песня, возможно, поется от лица Эсклармонды, дочери графа Роже-Бернара де Фуа, владелицы замка Монсегюр, который она передала в руки катарской общины и сама приняла катарскую веру.

В песне она сначала обращается к четырем парфитам <т.е. проповедников, учителей; защитники скрывали их в крепости>, уносящим сокровища катар из осажденного замка Монсегюр, а потом к горящим на кострах катарам, а возможно и богине солнца Белиссене, на месте храма которой был построен Монсегюр" <есть такая легенда, что в прошлом Монсегюр был святилищем богини Белиссены, почитаемой местными кельтско-иберскими племенами>.

"Нас книги обманут, а люди не вспомнят"

"- катары отвергают значительную часть Ветхого Завета. После разгрома катаров католическая церковь попыталась уничтожить все их книги и архивы".

Педро Берругете, XV век. Иллюстрация к легенде о святом Доминике, пытавшемся проповедовать среди катаров и альбигойцев истинную католическую веру. По легенде, сочинения Доминика и катаров по очереди бросали в огонь. Пламя пощадило только тексты Доминика.
Педро Берругете, XV век. Иллюстрация к легенде о святом Доминике, пытавшемся проповедовать среди катаров и альбигойцев истинную католическую веру. По легенде, сочинения Доминика и катаров по очереди бросали в огонь. Пламя пощадило только тексты Доминика.

"А ты уходи, И чем дальше – тем лучше"

"- четыре парфита катаров в ночь на 16 марта, когда погибнет вся община катар, совершили дерзкий побег, спустившись вниз по отвесному западному склону. Эти четверо унесли с собой легендарные сокровища катаров, чтобы их спрятать вдали от замка".

Невероятно - как им это удалось? По почти отвесным склонам? Здесь: Монсегюр.
Невероятно - как им это удалось? По почти отвесным склонам? Здесь: Монсегюр.

"Нет права тебе оглянуться назад"

"- аллюзия на библейскую историю о жене Лота, которая нарушила повеление ангела и оглянулась на горящий Содом, её родной город, и превратилась в соляной столб".

"И ты не следи, как цепляясь за тучи, Дорогой небес, Поднимается ад"

"- адом катары считали весь материальный мир. Видимым адом были дым костров, на которых инквизиторы жгли братьев тех, кто уходил горной тропой

"Нас дьявол покинет И бог отвернется"

"- катары считали, что князем и творцом материального мира является Люцифер. Смерть освобождала от его власти. Бог не спас катар и не мог спасти: в этом мире нет особого смысла жить"...

"Фальшивая ценность Пустых откровений, Для всех очевидна И этим - смешна"

"- катары считали учение католической церкви, основанное на откровениях обманом простых душ".

"Где пламя ревет И бессильна вода. Душа в небеса Улетает голубкой. Она не умрет, Не умрет никогда"

"- когда крестоносцы уже захватили Монсегюр, 14 марта в праздник Богини Солнца Беллесены Эсклармонда взошла на священную гору Табор, выбравшись тайными ходами через пещеры. Она встала на вершине, подняв голову к солнцу. И взмолилась богине Солнца Белиссене. И случилось чудо, воспетое трубадурами и памятью людей: разверзлась гора, принимая Чашу Грааля, за которой охотились крестоносцы. Вернулся Грааль в подгорное царство фей, а Эсклармонда, сияя в ослепительно-лазурном платье, взмахнула руками и улетела прочь, обернувшись белой голубкою".

-6

За что преследовали альбигойцев-катаров?

Прежде всего за проповедь дуализма. Катары не просто придерживались дуализма, они исповедовали его в самой смелой форме - в форме двоебожия.

Согласно их доктрине (почерпнутой у болгарских богомилов; теми, в свою очередь, воспринятой у павликиан; а корнями уходящей к манихейству III в. н.э.), изначально существуют два бога - света и тьмы; оба бога одинаково сильны. Бог света добр, он сотворил ангелов и души, т.е. духовный мир, а злой бог тьмы, как мы уже прочитали в комментарии философа, творцом материального, временного мира - это Люцифер. И вот Люцифер, князь "мира сего" (или же он сын бога тьмы) в обличье ангела света отправляется на небеса, где склоняет ангелов ко греху. Тогда бог света в наказание восстал против ангелов, сбросил их с неба на сотворенною богом тьмы землю, где они и оказались запертыми в своих материальных телах. К слову, καθαρός по-гречески - чистый.

Чем все это закончилось?

Катастрофой. Разорением и опустошением региона. Правда, полного уничтожения альбигойцев добиться не удалось (цель крестового похода), а альбигойскую ересь удалось искоренить только к концу XIII века и главным образом благодаря инквизиции. А также к последствиям крестового похода 1209-1229 гг. относится подчинение Лангедока власти французских королей.

Такой крест нашивали на одежду кающиеся катары.
Такой крест нашивали на одежду кающиеся катары.

К последствиям крестового похода 1209-1229 гг. относится подчинение Лангедока власти французских королей.

А Грааль?..

Ну, а что Грааль. Грааль не нашли.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал в Дзене, слушайте, читайте, смотрите:

Два фильма НОЯБРЯ. Оба - о Франции

Философ, культуролог Андрей Иванович Макаров: по поводу "Французского вестника"

Культура ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА: видеолекция А.И. Макарова

Первый конфликт в Русской Православной церкви

Разделение церквей: как православие отделилось от католицизма

Почему Париж - ПАРИЖ, а Сена - СЕНА?

Виртуальная ПРОГУЛКА ПО ПАРИЖУ

"Падает снег..." Послушаем музыку и вспомним французский язык?