C 568 по 774 гг. в Северной Италии существовало королевство лангобардов, одно из "варварских королевств" на территории бывшей Западной Римской империи. Кто они, эти новые завоеватели? И почему с ними связывают новый порядок в Европе?
Лангобарды – германское племя. Считается, что они ближе всего к готам и ютам. Выходцы из Скандинавии, лангобарды (первоначально винилы) расселились по берегам нижнего течения реки Эльбы, где и жили до V в. В VI в. они заняли для начала Паннонию. Герм. Langobarden значит длиннобородый, о чем писал автор VIII в. Павел Диакон в своей "Истории лангобардов".
Итак, лангобарды – "длиннобородые". Они дали название целой области в Северной Италии – Ломбардии. Они носили длинные волосы, свисающие по щекам и сплетающиеся с бородой. В Италии их считали более дикими, чем другие германские племена.
Лангобарды вторглись в Италию в 568-569 гг., после того, как византийский император Юстиниан совершил последнюю в истории попытку восстановить единство империи. К тому времени лангобарды образовали довольно-таки сильный племенной союз во главе с конунгом Альбоином. Помимо германских племен, таких, как саксы, свевы, гепиды, в союз входили ираноязычные сарматы и тюркоязычные протоболгары.
Авары, недавние союзники, вытеснили их из Паннонии, и лангобарды отступили в Северную Италию и... быстро завоевали ее. Византийские отряды оказались слабой защитой перед натиском этого разноязыкого войска. В источниках упоминаются и славяне в составе этих полчищ. Далее лангобарды прошли с севера на юг по всей Италии и в 572 году образовали на ее территории свое королевство. Столицей стала Павия, расположенная недалеко от Медиоланума (Милана).
Что же здесь, казалось бы, нового? И мало ли завоевателей приходило в Италию за последние два века?
Обратимся к авторитетному мнению историка-медиевиста, специалиста по средневековой Италии.
До сих пор с захватчиками Рим поступал привычным образом: рано или поздно они бывали разгромлены, потом их расселяли по окраинам империи, а потом использовали как солдат-наемников. И так до тех пор, пока варвары не ассимилировались. Рим продолжал старую политику "разделяй и властвуй", используя одних варваров в борьбе с другими. В этой связи правление короля остготов Теодориха (493-526 гг.) не являлось в Италии чем-то новым. Сам император Восточной Римской империи Зенон помог ему, направив его войска против узурпировавшего в 476 г. власть в западной части империи Одоакра.
Подробнее об этих событиях:
Король Теодорих правил Италией "по-римски", не меняя прежние органы управления. Некоторые исключения в виде народного права были только для живших на территории королевства готов; но и жили готы отдельно от римлян на отведенных им землях (см. об этом наши предыдущие статьи "Два Рима, две империи. Король Теодорих и император Юстиниан" и "Юстиниан или Теодорих? Загадка одной мозаики и выбор римлян").
Византийские императоры вообще не рассматривали попавшие под власть варварских королей западные провинции как безвозвратно потерянные для империи. Так, после смерти Теодориха император Юстиниан попытался восстановить единство бывшей империи. В Италии его войско было поддержано восставшими в крупных городах римлянами. Правда, война в Италии затянулась до 554 г., тем не менее, Юстиниану удалось на короткое время восстановить империю почти во всех ее прежних границах. И Теодорих, и правивший до него в Италии Одоакр, и другие варварские короли были, так сказать, значительно романизированы. Они, за редким исключением, какое-то время жили при императорских дворах в Риме, Медиолануме (Милане) или в Константинополе (Теодорих, к примеру, провел 10 лет в качестве заложника при константинопольском дворе), владели латынью, в поздней империи нередко такие короли изъяснялись на латыни лучше, чем на своем "варварском наречии". И только Теодорих, и другие короли сохраняли римское управление, были христианами. Ну вот разве что, не особо разбираясь в богословских спорах, принимали одно из течений христианства. Религиозное единство в то время отсутствовало: все и всех обвиняли в ереси. Ариане, никейцы, монофизиты, халкидоняне... Победителей в спорах – никейцев и халкидонян – называли на западе империи католиками, а на востоке православными.
Но в VI веке что-то пошло не так. Победители-германцы уже не отождествляли себя с римлянами (а ведь еще столетие назад все было с точностью до наоборот). Теперь германцы даже обособлялись от римлян. В сильных королевствах – вестготов в Испании, франков в Галлии – замечено невероятное: римляне идентифицировали себя с готами и франками. Положение римлянина, дававшее на протяжении веков огромные преимущества, уже не было престижным. Более того, разрушался прежний Orbis Romanus – Римский мир (попытка Юстиниана восстановить единство империи, подчеркнем еще раз, была последней).
Вернемся к лангобардам. Они пришли в Италию не как федераты римлян, а как их завоеватели, и не скрывали этого никакой дипломатией. Их правление принципиально отличалось от правления прежних варварских королей. Они разрушили муниципалитеты и весь административный аппарат Римской империи. Теперь это было принципиально другое государство.
По свидетельству все того же Павла Диакона, это завоевание сопровождались истреблением знатных римлян-рабовладельцев. У собственников отбирали землю, а на оставшихся римлян наложили налог в размере 1/3 своих доходов. Рабовладельцев в качестве пленных обращали в рабство и продавали в другие страны. Самым многочисленным населением Северной Италии становятся свободные крестьяне-общинники. Потихонечку и эти грозные варвары ассимилируются италийцами, усваивают римские обычаи и приобщаются к культуре. Как и готы, лангобарды приняли христианство, и также в форме арианства.
Среди мужчин-лангобардов выделялись воины, служившие в войске и владевшие землей. Их называли ариманы. Ариманы на народном собрании избирали короля и осуществляли суд. Да-да, судили на собраниях, которые лангобарды (как и франки) очень любили. Правосудие отправлялось публично (publice), у всех на глазах . И здесь видна еще одна черта, которую Крис Уикхем назвал "культурой публичного". Отчасти это пошло от римлян, но присутствовала и совершенно неримская черта: во всех этих "варварских" раннесредневековых королевствах любили общественные собрания. Бытовало представление об ответственности короля перед всеми наделившими его властью свободными мужчинами.
После того, как короли обосновались в Павии, за справедливостью стали ездить туда на королевский суд. В VII в. при короле Ротари (636—652 гг.) на латыни был издан свод законов – «Лангобардская правда». Этот свод базировался на обычном народном праве лангобардов. А вот законы короля Лиутпранда (ок. 690 – 744 гг.) основывались на римском праве и отвергали некоторые отжившие институты. Так, кровная месть заменялась штрафом или отдачей в рабство, и др.
А еще эти законы предельно детально описывали всевозможные житейские ситуации. Интересно, что после завоевания лангобардов франками (будет и такое) последние переняли у лангобардов чрезмерную детализацию управления.
Лангобарды – формалисты, придавали большое значение документам (как римляне). Когда возникали трения с франками, лангобардские короли применяли что-то вроде паспортов для тех, кто прибывал в королевство.
Король был самым крупным собственником в стране, в его руках была высшая военная и судебная власть, право чеканить монету. Власть короля, кстати, была у лангобардов ограничена.
Пожалуй, подлинными хозяевами Италии стали герцоги – родо-племенные вожди. Герцоги стояли во главе областей, на которые была разделена Италия, имели свои дружины, обладали судебной властью и получали судебные штрафы. Ограничить их могущество королям в Италии так и не удалось. Захватывая земли, герцоги вели борьбу со своими королями и сами нередко основывали собственные государства. Служившие им газинды (дружинники) получали право на получение доходов с отдельных земель. И те, и другие нередко участвовали в междоусобицах королей.
После убийства двух первых королей (Альбоина и Клеффа) политическая власть герцогов усилилась. Владения лангобардов распались на несколько политических союзов под их властью. Первый сильный король, Агилульф (590–616), объединил земли только в 584 году и основал столицу в г. Павии.
Убив Клефа, герцоги не избрали себе нового короля, чем не преминул воспользоваться византийский император Юстин II – отправил в Италию большое войско. Но и эта попытка возродить империю провалилась: лангобарды его полностью разбили. В VI-VII вв. короли Агилульф, Ротари и Гримоальде отобрали еще ряд земель у византийцев. Недолгое время в руках у лангобардов была Равенна. Король Бертари, наконец, в 605 г. заключил с византийцами мир. Византия сохраняла за собой прежнюю столицу – Равенну, а Италия была разделена на несколько частей.
Так наметилось разделение Италии на области с сильной королевской властью (лангобардский север), независимые герцогства (средняя Италия) и на подчиненные Византии южные области. (Увы, окончательное объединение Италии произойдет только в 1870 г.!).
Государство лангобардов существовало до 774 г. Воевали с Византией за владения в Италии, привлекая на свою сторону славян. Подвергались набегам со стороны грозных аварских племен, для борьбы с последними даже заключали союз с франками. Формировалась соседская община, которая у германских народов называлась марка. Поддерживались связи с другими королевствами. Публичные собрания, обязательное христианство, изменение налоговой системы, рост независимости крестьянства ознаменовали новую феодальную политику. Аристократией становилась осевшая на земле армия, и военные ценности сохранялись до конца Средневековья. Другая Италия. Другая Европа.
Как и почему это королевство прекратило существование? Оно было завоевано в 774 году франкским королём Карлом Великим. Поспособствовало формирующееся папство. Еще в VII в. король Бертари признал в качестве официальной религии католицизм, но не согласился подчиниться папской власти. А между тем римские епископы, которых в совокупности называли греческим словом pappas – отец, по мере того как слабела их зависимость от константинопольского патриарха, потихонечку превращались в независимых правителей Средней Италии. В середине VIII века в конфликте с лангобардами папы обратились к франкам. Король лангобардов Дезидерий потерпел от франков поражение и был смещен Карлом Великим. Карла торжественно увенчали Железной короной лангобардов, а их королевство вошло в империю франков.
P.S. Кстати, итальянцы дали нам неплохую кухню. Есть хороший рецепт – печень по-милански (хотелось бы сказать "по-лангобардски", но не буду грешить против истины). Охотно делюсь рецептом: https://zen.yandex.ru/media/id/5e1deb60a1bb8700b26a71ee/kurinaia-pechen-pomilanski-5e824cdeb6ea591e73e4cf81