Когда совершается монашеский постриг, игумен (т.е. наставник, руководитель православного монастыря) крестовидно постригает будущую монахиню / или будущего монаха; обряд тот же самый. Не срезает волосы полностью, а выстригает крест.
Интересно другое. Во время совершения обряда игумен роняет ножницы на пол, и далее послушница эти ножницы поднимает и смиренно подает игумену, при этом целует руку игумена.
Но игумен снова роняет ножницы, и снова посвящаемая поднимает и подает ножницы, целует руку - и так три раза.
Зачем?
У обряда глубокий смысл. Постриг - это основное, заключительное действие посвящения в монашество. Игумен таким образом испытывает твердость постригаемой, твердость ен намерения удалиться от мира. Все-таки монашество - не самый легкий крест, и этот крест принимается только добровольно. Монашество поедполагает особый, посвященный Богу образ жизни, отречение от мира и пожизненные обеты Богу.
...Так вот, подняв троекратно ножницы и подав их игумену, послушница демонстрирует твердое и добровольное решение удалиться от мира и принять схиму. Кстати, даже на этой (заключительной) стадии принятия монашеского пострига у испытуемой еще есть время передумать... Не поднять ножницы...
Только после того, как игумен принимает ножницы в третий раз, он крестовидно постригает посвящаемую. Он же дает ей новое имя (которое заранее никто не знает) в знак окончательного отречения от мира.
Добавлю, что такое испытание проводится при посвящении только во 2 и 3 степени монашества. В православной традиции монашеский постриг над одним и тем же человеком может совершаться до 3-х раз: при посвящении в рясофор - 1 степень, в мантию (т.наз. последование малыя схимы) - 2 степень и в великую схиму - 3 степень.
Обряд посвящения в великую схиму отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью.