Ну кто не любит солянку? Потому сегодня очередная порция, только не кулинарная, а языковая.
Уже не в первый раз собираю в одну статью подсказки, лайфхаки из различных разделов языкознания, которыми сама пользуюсь на уроках и обучаю им своих учеников.
Первую подборку таких подсказок можно посмотреть ТУТ (ЧАСТЬ 1)!
Сегодня не будет долгих подробных разборов, только небольшие отрывки правил и некоторые подсказочки для измученных науками школьников и их родителей.
Какие-то из них уже были озвучены в статьях, размещённых на моём канале, какие-то размещаю впервые.
Данный материал будет интересен учащимся 4-11 классов (при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ тоже не будет лишним).
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
ПОЕХАЛИ!
👉1.ЗАПОМИНАЕМ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ И СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ
Как известно, мало безошибочно определить спряжение глагола, нужно ещё выбрать правильную букву в его окончании, а также правильную гласную в суффиксе причастия настоящего времени.
Как определять СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА, читай 👉ТУТ!
Когда спряжение определено, выбираем гласную:
✔️ Глаголы 1 СПРЯЖЕНИЯ имеют окончания –У(-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ (-ЮТ):
ТАЯТЬ – я таЮ, ты таЕШЬ, он таЕТ, мы таЕМ, вы таЕТЕ, они таЮТ.
✔️ Глаголы 2 СПРЯЖЕНИЯ имеют окончания –У(-Ю), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ):
УТРОИТЬ – я утроЮ, ты утроИШЬ, он утроИТ, мы утроИМ, вы утроИТЕ, они утроЯТ.
То есть в глаголах 1 спряжения – гласные Е, У, Ю, а в глаголах 2 спряжения – гласные И, А, Я.
Если гласные никак не хотят запоминаться (а такое встречается довольно часто и у 4-классников, и у 11-классников), можно использовать два способа: первый – длиннее, но смешнее (для любителей посмеяться), второй – короче, но без юмора (для серьёзных ребят).
ПОДСКАЗКА (ЛАЙФХАК)👇👇👇
❤️1 СПОСОБ. ЗАПОМИНАЕМ ФРАЗУ:
Первый друг съЕл УтЮг.
Второй был пьян – разбИл бАЯн.
Первый друг – это гл. 1 спряжения (запоминаем гласные в словах съЕл УтЮг – Е, У, Ю)
Второй друг – это гл. 2 спряжения (запоминаем гласные в словах разбИл бАЯн – И, А, Я)
❤️2 СПОСОБ. ЗАПОМИНАЕМ ФРАЗУ:
цЕлУЮ, мИлАЯ
1 слово – это гл. 1 спряжения (запоминаем гласные в слове цЕлУЮ – Е, У, Ю)
2 слово – это гл. 2 спряжения (запоминаем гласные в слове мИлАЯ – И, А, Я)
Этим же способом запоминаем гласных в суффиксах причастий:
Если причастие образовано от гл. 1 спряжения, выбираем суф. -УЩ, -ЮЩ, -ЕМ.
Если причастие образовано от гл. 2 спряжения, выбираем суф. -АЩ, -ЯЩ, -ИМ.
Гласные в суффиксах причастий и в окончаниях глаголов полностью совпадают.
👉2. ЗАПОМИНАЕМ НЕКОТОРЫЕ СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Существительные с суффиксами -ИЦ, -ЕЦ – довольно распространённая и многочисленная группа.
Напомню правило выбора гласной:
✔️ в сущ. муж.рода – ЕЦ: владелЕЦ, китаЕЦ
✔️ в сущ. жен.рода – ИЦ: троИЦа, верблюдИЦа
✔️ в сущ. сред.рода с ударением после суффикса – ЕЦ: ружьЕЦо
✔️ в сущ. сред.рода с ударением до суффикса – ИЦ: платьИЦе
Вроде просто, но можно элементарно перепутать гласные, особенно в среднем роде. Потому мы с учениками род и ударение не учим, а запоминаем внешний вид слов, вернее их хвостики.
ПОДСКАЗКА (ЛАЙФХАК)👇👇👇
❤️на конце …ЕЦ или …ЕЦО – пишем Е: морозЕЦ, счастливЕЦ, бельЕЦО, копьЕЦО
❤️на конце …ИЦА или …ИЦЕ – пишем И: кожИЦА, рощИЦА, зданьИЦЕ, собраньИЦЕ
👉3. ЗАПОМИНАЕМ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Ещё одна интересная суффиксальная часть – суффиксы прилагательных -ЕВ, -ИВ, -ЛИВ, -ЧИВ.
Напомню правило выбора гласной:
✔️ под ударением – ИВ: правдИВый, ленИВый
✔️ без ударения – ЕВ: боЕВой, вермишелЕВый
✔️ суффиксы -ЛИВ, -ЧИВ – запомнить: обидЧИВый, засушЛИВый
Снова довольно простое правило, но именно в этой простоте и спрятан подвох. Чтобы писать гласную правильно, нужно верно определить суффикс, потому сначала нужно выделить корень:
вермишелЕВый – корень -ВЕРМИШЕЛЬ, потому безударный суффикс -ЕВ
засушЛИВый – корень -СУШ-, потому суффикс -ЛИВ
Если выполнять такую проверку, проблем с написанием суффикса не будет. Но ученики, как известно, народ ленивый и выделяют морфемы только в присутствии репетитора.
Потому предлагаю другой подход без выделения корней и суффиксов: попробовать поставить прилагательное в краткую форму.
ПОДСКАЗКА (ЛАЙФХАК)👇👇👇
❤️Если МОЖНО поставить прилагательное в краткую форму (каков?), пишем И (независимо от того, какой суффикс -ИВ или -ЛИВ, -ЧИВ):
правдИВый – правдИВ, ленИВый – ленИВ, обидЧИВый – обидЧИВ, засушЛИВый – засушЛИВ.
❤️Если НЕЛЬЗЯ поставить прилагательное в краткую форму (каков?), пишем Е:
боЕВой – боЕВ (НЕТ!), вермишелЕВый – вермишелЕВ (НЕТ!)
👉4. ЗАПОМИНАЕМ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Как писать ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, читай ТУТ!
Чтобы писать окончания существительных, нужно определять их склонение. Подробно об этом было в статье выше.
Сейчас разговор о том, что есть некоторые существительные, окончания которых не подчиняются общим правилам написания. Это слова, на конце которых можно встретить сочетания -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ, -МЯ.
НАПРИМЕР:
СОЧИНЕНИЕ – сущ. 2 склонения, в П.пад. должно быть □ -Е (в текстЕ, в туманЕ и т.д.), но пишем □ -И: в сочинениИ.
ДИСТАНЦИЯ – сущ. 1 склонения, в Д., П.пад. должно быть □ -Е (в огородЕ, к славЕ и т.д.), но пишем □ -И: на дистанциИ.
Я заметила, что у некоторых ребят часто никак эти существительные-исключения не запоминаются.
ПОДСКАЗКА (ЛАЙФХАК)👇👇👇
❤️Если перед окончанием стоит буква И, то в □ будет тоже -И:
в соревнованИИ, о правописанИИ, в полицИИ, на станцИИ, о воскресенИИ, к МарИИ, о НаталИИ, к ЛилИИ, в энциклопедИИ
❤️Если перед окончанием стоит буква Ь, то в □ будет -Е:
о НаталЬЕ, о МарЬЕ, в воскресенЬЕ, о счастЬЕ, в многоборЬЕ, в ЗаволжЬЕ
👉5. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПАДЕЖ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Работая с 4, 5, 6-классниками, я заметила, что очень трудно даются родительный и винительный падежи у существительных и местоимений с вопросом КОГО?
увидел (кого?) ЕГО, все любили (кого?) МЕНЯ, посмотрел (на кого?) на НИХ, забыл (у кого?) у ТЕБЯ
портрет (кого?) ХОЗЯИНА, возьму с собой (кого?) ДРУГА, заметил (кого?) ШКОЛЬНИКА, жили (без кого?) без КОТА
Как видно, проблема возникает именно с одушевлёнными предметами мужского рода или с личными местоимениями: в Род. и Вин. падежах одинаковые окончания.
Р. нет ЕГО, ТЕБЯ, ИХ, ХОЗЯИНА, ДРУГА, ШКОЛЬНИКА, КОТА
В. вижу ЕГО, ТЕБЯ, ИХ, ХОЗЯИНА, ДРУГА, ШКОЛЬНИКА, КОТА
Конечно, можно учить предлоги для каждого падежа, значения падежей.
Но это долго. Мои ученики с 4 класса запоминают только одно слово СЕСТРА (можете выбрать другое слово на свой вкус). У этого существительного разные окончания в Род. и Вин. падежах:
Р. нет СЕСТРЫ
В. вижу СЕСТРУ
ПОДСКАЗКА (ЛАЙФХАК)👇👇👇
❤️Заменяем проблемное существительное или местоимение словом СЕСТРА.
✔️ увидел ЕГО (увидел СЕСТРУ) – Вин. пад., все любили МЕНЯ (любили СЕСТРУ) – Вин. пад., посмотрел на НИХ (посмотрел на СЕСТРУ) – Вин. пад., забыл у ТЕБЯ (забыл у СЕСТРЫ) – Род. пад.
✔️ портрет ХОЗЯИНА (портрет СЕСТРЫ) – Род. пад., возьму с собой ДРУГА (возьму с собой СЕСТРУ) – Вин. пад., заметил ШКОЛЬНИКА (заметил СЕСТРУ) – Вин. пад., жили без КОТА (жили без СЕСТРЫ) – Род. пад.
Надеюсь, что данные подсказки помогут вам и вашим школьникам не растеряться в трудную минуту (диктант, сочинение, тест, экзамен) и сделать правильный выбор.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Кому не терпится научиться применять данные навыки на практике, может записаться ко мне на бесплатную консультацию, чтобы гарантировать себе отличный результат на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?
ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!