МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТИКИ БОЛЬШИХ ПРАВИЛ | ЧАСТЬ1. Нюансы, о которых не говорили на уроках

1,2K прочитали

Есть в русском языке темы, большие, объёмные, требующие вдумчивого длительного освоения: "Правописание наречий", "Правописание НЕ слитно-раздельно", "Знаки препинания при обособленных членах", "Знаки препинания в сложных предложениях" и т.д.

Конечно, такие темы за один присест не осилить, потому что в процессе их освоения всплывают и другие, менее объёмные, но не менее значимые вопросы. Например, для благополучного освоения темы "Правописание НЕ слитно-раздельно", нужно уметь разграничивать части речи; при изучении темы "Знаки препинания при обособленных членах" необходимо знать классификацию второстепенных членов предложения, понимать, что такое обособление, и т.д.

Но часто при повторении той или иной темы у учеников, даже 10-11 классов, появляются вопросы, которые нам, учителям, кажутся простыми, давно изученными и не требующими особого внимания, а для наших учеников – беда!

В сегодняшней статье я сделала подборку именно таких, простых, но неожиданных (а может, и вполне ожидаемых) вопросов, которые поступают ко мне от учеников при повторении той или иной темы.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Они выскакивают, как чёрт из табакерки, в самый неожиданный момент: объясняю, ученик кивает головой, ему всё понятно, а начинаем делать практику – СТОП! Ученик не может пользоваться правилом, потому что неожиданно при изучении умножения я узнаю, что он не умеет ещё считать до 10.

Таких вопросов много. Сегодня только небольшая подборка. Каждый из них по отдельности не дотягивает до полноценной статьи, потому собраны в одном месте.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

1. ПРАВОПИСАНИЕ ДВОЙНЫХ СОГЛАСНЫХ

Все ученики знают, что двойные согласные – верный признак заимствованного слова (аллея, эффект, терраса и т.д.). Написание таких слов нужно запоминать.

В русских же словах двойные согласные просто так не появляются. Их написание жёстко регламентировано правилом (за исключением десятка полтора словарных слов: вожжи, дрожжи, ссора и т.д.):

✔️ правописание суффиксов прилагательных и причастий -ЕНН, -ОНН, -НН.

Это отдельное правило, посмотреть которое можно ЗДЕСЬ:👉 ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ | ВСЕ СЕКРЕТЫ И ЛАЙФХАКИ ЗАДАНИЯ 15. Н-НН станет любимой темой любого школьника

✔️ двойные согласные на стыке морфем (приставка +приставка, приставка + корень, корень +суффикс, корень+ корень): бес +совестный, закон +ный, глав +врач.

Так вот именно с этим стыком морфем и возникает проблема при написании русских слов РА(С,СС)ЧЁТ, РА(С,СС)ЧИТАТЬ, РА(С,СС)ЧИТЫВАТЬ, БЕ(С,СС)ЧЁТНЫЙ, РА(С,СС)ЧЁТЛИВЫЙ и подобных.

Сама прекрасно помню свои школьные диктанты, где при написании этих слов всегда терялась. При работе с 10-11-классниками заметила, что многие за 9 лет обучения так же, как и я в своё время, это правило не поняли.

Проблема в следующем: сколько в словах РА(С,СС)ЧЁТ, РА(С,СС)ЧИТАТЬ, РА(С,СС)ЧИТЫВАТЬ, БЕ(С,СС)ЧЁТНЫЙ, РА(С,СС)ЧЁТЛИВЫЙ букв С - одна или две?

🔥 Вот простое пояснение, которым можно быстро воспользоваться при написании любой работы: перед -ЧИТ- пишу СС, а перед -ЧЕТ- пишу С.

❤️ рассЧИТать, рассЧИТывать – в этих словах две С (приставка РАС- и корень -СЧИТ),
❤️ расЧЁТ, расЧЁТливый – в этих словах одна С (приставка РАС- и корень -ЧЁТ),
❤️ НО бессЧЁТный – слово, которое стоит запомнить: в этом слове две С (приставк БЕС- и корень -СЧЁТ-).

2. ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН

Как писать Н-НН, можно посмотреть ЗДЕСЬ: 👉 ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ | ВСЕ СЕКРЕТЫ И ЛАЙФХАКИ ЗАДАНИЯ 15. Н-НН станет любимой темой любого школьника

Но ведь многие помнят, что в учебниках, тестовых тренажёрах, различных пособиях обязательно к основному правилу делают сноску: список слов, в которых написание Н-НН нужно запомнить.

Я не люблю слова, которые дают просто списком для бессмысленного запоминания, ссылаясь на некие неведомые законы языка, по которым ряд слов выбивается из общего алгоритма. Кроме того, заметила, что многие ученики не понимают смысл самих терминов ИСКЛЮЧЕНИЕ и ЗАПОМНИТЬ и часто их путают.

Вот слова для запоминания (вы их точно вспомните): ЮНЫЙ, СВИНОЙ, РУМЯНЫЙ, ПРЯНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, СИНИЙ, ПЬЯНЫЙ, РЬЯНЫЙ, ЕДИНЫЙ.

Сколько раз ни спрашивала учеников, почему одна Н, ответ один – исключения.

Рассуждают примерно так: например, слово СВИНОЙ образовано от слова СВИНЬЯ (или СВИН – просто замечательно!) при помощи суффикса -Н. Т.к. основа существительного СВИНЬ-заканчивается на Н, в прилагательном пишу НН. Но это исключение, потому СВИНОЙ.

Основная проблема школьников – это абсолютно провальные загубленные разделы МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Ученики не понимают, что вся орфография базируется на строении слова.

Приведённые слова даже запоминать не надо. Их строение подсказывает нам, почему там одна Н.

🔥 Они не образованы от других слов (имеют непроизводную основу). В их составе ничего, кроме корня и окончания, нет. Единственная Н входит в состав корня (мы же помним, что двойные согласные русские слова не любят), т.е. пресловутого стыка морфем нет.

Это не СВИНОЙ образовано от СВИНЬЯ, а как раз наоборот, а значит СВИНОЙ не исключение, как и все остальные слова из приведённого выше списка.

Когда школьники понимают структуру слова, половина всяких там ИСКЛЮЧЕНИЙ и ЗАПОМНИТЬ отваливается сама собой.

3. "СПРЯТАННЫЕ" СУФФИКСЫ

Основной закон словообразования: ПРОИЗВОДЯЩАЯ ОСНОВА ДОЛЖНА БЫТЬ МЕНЬШЕ ПРОИЗВОДНОЙ ОСНОВЫ.

❤️ СНЕГ – СНЕЖНЫЙ (производящая основа СНЕГ-, производная основа СНЕЖН-)
❤️ МОРЕ – ПРИМОРСКИЙ (производящая основа МОР-, производная основа ПРИМОРСК-)

Возьмём пример из предыдущего пункта.

Почему СВИНОЙ не образовано от слова СВИНЬЯ, а как раз СВИНЬЯ образовано от слова СВИНОЙ?

Основа в слове СВИНОЙ – это СВИН-, основа в слове СВИНЬЯ – это СВИНЬЙ-
❤️ Производящая основа меньше производной, значит от основы СВИН- при помощи суффикса -Й образовалась основа СВИНЬЙ-.

О каких "спрятанных" суффиксах здесь идёт речь?

Суффикс не представлен в слове соответствующей буквой, он спрятан в букве Я (-Й – суффикс, -А – окончание). Потому школьники его не видят и не учитываю ни при морфемном разборе, ни при словообразовательном разборе. Вот ещё примеры:

❤️ ВЗМОРЬЕ (основа ВЗМОРЬЙ-) образовано от слова МОРЕ (основа МОР-) при помощи приставки ВЗ- и суффикса -Й.
❤️ ЛГУНЬЯ (основа ЛГУНЬЙ-) образовано от слова ЛГУН (основа ЛГУН-) при помощи суффикса -Й.
❤️ ЛИСТЬЯ (основа ЛИСТЬЙ-) образовано от формы единственного числа ЛИСТ (основа ЛИСТ-) при помощи суффикса -Й.
-Й может выступать как отдельный суффикс или быть частью другого суффикса:
❤️ НАВОДНЕНИЕ (основа НАВОДНЕНИЙ-) образовано от слова НАВОДНИТЬ (основа НАВОДНИ-) при помощи суффикса -ЕНИЙ.

Выделение такого суффикса важно и при определении способа образования слов.

4. ЗАВИСИМОЕ СЛОВО

Каждый второй ученик не понимает, что такое зависимое слово, которое так влияет на правописание Н-НН в словах, образованных от глагола.

По-моему, с этими зависимыми словами в школьных учебниках в принципе что-то не так, потому что в головах учеников на этот счёт полная путаница. Особенно мне нравится вот это высказывание учеников: есть зависимое слово – причастие, нет зависимого слова – прилагательное. И стоят насмерть.

Разбираемся.

🔥 1. Что такое зависимое слово? Это слово-хвостик нашего причастия. То слово, К КОТОРОМУ МЫ ЗАДАЁМ ВОПРОС ОТ ПРИЧАСТИЯ.

ЗАПОМНИМ: вопрос всегда направлен в одну сторону от слова к слову, ОБРАТНО вопросы задавать нельзя.

❤️ Сеянный весною овёс (овёс КАКОЙ? сеянный, сеянный КОГДА? весною). Зависимое слово – ВЕСНОЮ.
❤️ Чищенные мною сапоги (сапоги КАКИЕ? чищенные, чищенные КЕМ? мною). Зависимое слово – МНОЮ.

🔥 2. Зависимое слово не является единственным опознавательным признаком причастия.
Причастие – это слово, которое образовано от глагола и имеет специальный причастный суффикс: -УЩ, -ЮЩ, -АЩ, -ЯЩ, -ЕМ, -ИМ, -ОМ, -ВШ, -Ш, -ЕНН, -НН, -Т.

ПРОЧИТАННАЯ книга – это причастие, хотя зависимого слова при нём нет (оно образовано от глагола ПРОЧИТАТЬ и имеет суффикс -НН).

Вот и другие примеры: ВЫМЫТАЯ посуда, КУПЛЕННЫЙ альбом, МЕЧУЩИЙСЯ заяц, ПРИЕХАВШИЙ родственник, ПОЗОЛОЧЕННАЯ крыша, ЧИТАЕМЫЙ роман и т.д. Все эти слова причастия, хотя зависимых слов они не имеют.

🔥 3. Тогда как зависимое слово влияет на определение части речи?

Здесь два момента:

ПЕРВЫЙ:

👉 Если полная форма с вопросом КАКОЙ? образована от глагола несовершенного вида, то наличие зависимого слова говорит о выборе НН (сеянный ВЕСНОЮ овёс, чищенные МНОЮ сапоги), а значит слова имеют причастный суффикс сеяННый, чищЕННые и являются причастиями.
👉 Если полная форма с вопросом КАКОЙ? образована от глагола несовершенного вида, но зависимого слова нет, то пишем одну Н (сеяный овёс, чищеные сапоги), а значит слова причастного суффикса не имеют и являются отглагольными прилагательными.

Кстати, обратите внимание: сначала вставляем Н-НН, потом определяем часть речи, т.е. зависимое слово нужно нам не для определения части речи, а для написания НН. Показатель причастия – это НН, а не зависимое слово.

ВТОРОЙ:

👉 РАНЕНЫЙ, КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ, КЛЁВАНЫЙ

А вот для этих слов сначала определим часть речи и только потом вставим Н-НН, т.е. наличие или отсутствие зависимого слова 100% влияет на часть речи.

❤️ РАНЕНЫЙ СОЛДАТ образовано от глагола совершенного вида РАНИТЬ, а значит нужно писать НН. Но РАНЕНЫЙ СОЛДАТ пишем с одной Н, потому что это ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, т.к. оно не имеет при себе зависимых слов. Потому причастный суффикс -ЕНН ему без надобности.
❤️ РАНЕННЫЙ В НОГУ СОЛДАТ пишем с двумя НН, потому что это ПРИЧАСТИЕ, т.к. оно имеет при себе зависимое слово (раненный КУДА? в ногу). Потому должно иметь причастный суффикс -ЕНН.
❤️ КОВАНЫЙ СУНДУК, ЖЁВАНАЯ БУМАГА, КЛЁВАНЫЕ КРОШКИ – эти слова образованы от глаголов несовершенного вида КОВАТЬ, ЖЕВАТЬ, КЛЕВАТЬ, но они заканчиваются на -ОВАТЬ, -ЕВАТЬ, а значит должны писаться с НН.
Но слова являются ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, т.к. не имеют при себе зависимых слов. Потому причастный суффикс -НН им не нужен. Пишем одну Н.
❤️ КОВАННЫЙ ЖЕЛЕЗОМ СУНДУК, ЖЁВАННАЯ МНОЮ БУМАГА, КЛЁВАННЫЕ ПТИЦАМИ КРОШКИ пишем с двумя НН, потому что это уже ПРИЧАСТИЯ, т.к. они имеют при себе зависимые слова (кованный ЧЕМ? железом, жёванная КЕМ? мною, клёванные КЕМ? птицами). Потому должны иметь причастный суффикс -НН.

Кстати, обратите внимание: сначала определяем часть речи, потом вставляем Н-НН, т.е. зависимое слово указывает на часть речи. Зная её, выбираем Н-НН.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Если остались какие-то вопросы или вы желаете получить личное сопровождение профессионального репетитора при изучении или повторении данной и иных тем, записывайтесь на бесплатную консультацию, где мы точно определим уровень знаний вашего ребёнка, выявим имеющиеся пробелы и составим чёткий план по их устранению для качественной сдачи выпускного экзамена (ОГЭ, ЕГЭ, ЦЭ) или написания ВПР.

Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?
ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для написания любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!