("Резервная копия", Bod obnovy, 2023, Европа)
Еврофантастика, что берёт равнение на классику, без попыток скрестить себя с хоррором или боевиком?
Хм, по нынешним временам это столь же исчезающая редкость, как хороший вестерн, или талантливая кинокомедия.
Тем не менее даже этот краснокнижный зверь добегает порой извилистыми тропами до наших широкоплоских экранов. И пусть он давно не приносит в пасти что-то по-настоящему яркое и любопытное, но и на старые добрые идеи в другой обертке, которые он любит теребить, тоже взглянуть небезынтересно.
Вот и "Резервная копия" чешского режиссера-новичка Роберта Хлоца вроде бы тоже хочет блеснуть оригинальностью. Однако по факту не предлагает ничего, что бы мы в той или иной интерпретации не видели в фантастическом кино. И даже механика главной интриги у Хлоца устроена по той же заезженной схеме, которую эксплуатировали и "Суррогаты", и "Я, робот", и "Зона 414", и "Джонни Мнемоник", и "Призрак в доспехах", и недавний "Гипнотик", и много-много кто еще... И это теперь даже спойлером не назовешь, ведь допетрить, кто на самом деле главный гад в "Резервной копии", вам будет еще проще, чем отгадать загадку "Два конца, два кольца, в середине гвоздик".
Впрочем, это не упрек - чай не многомудрый дядюшка Нолан здешние фантастические огороды городил, а скромный безвестный дебютант Хлоц.
А уж для "первого блина" его творчество демонстрирует весьма достойное качество исполнения и пусть недорогие, но симпатичные спецэффекты. Более того, у себя в Чехии премьера фильма даже стала культурным событием, на которое нагрянул аж сам президент Петр Павел Камчатский. Что тоже как бы о многом говорит - вот уж всем пиарам пиар, согласитесь. Тем более, что назвать "Резервную копию" историей для массового зрителя вряд ли получится. Она - такой же компромисс между детективно-приключенческой и психологической фантастикой, каким был "Бегущий по лезвию 2049" Вильнева, только, естественно, "жирность" картинки у него в разы круче.
Как бы то ни было, гордое звание "киберпанк" детищу Хлоца тоже можно присвоить. Да оно само не стесняется при каждом удобном случае подсовывать нам типичные виды, декорации и гаджеты киберпанчатого мегаполиса. Правда, в целях экономии бюджета сюжет в "Резервной копии" упрыгал не шибко далеко в будущее - лишь в 2041 год. Туда, где, по мнению авторов, еще вовсю пользуются не футуристическими пукалками, а оружием начала 21 века. И дизайн беспилотных автомобилей претерпел не так уж много изменений по сравнению с пилотируемыми "шкодами" и "бэхами" дня сегодняшнего.
В итоге всё это позволило Хлоцу не тратить финансы на антураж второго-третьего плана, а сосредоточиться на прорисовке первого - компьютерном хай-теке, вокруг чего и вращается сюжет фильма.
Главная фантастическая фишка картины и вовсе подрезана... из видеоигр. Или, если угодно - из функции современных операционных систем создавать резервные копии своих данных. То есть так называемую "точку сохранения", возврат на которую разрешает в случае поломки системы ее перезапустить. В том состоянии, в каком она работала четко и стабильно энное время назад.
Только в "Резервной копии" речь идет о рестарте не "винды" или "линукса", а о, ни много ни мало, самой человеческой жизни. Это научился делать некий Институт Реставрации, ставший на рынке воскресительных услуг монополистом; сиречь той самой Могущественной Корпорацией, без которой не обходится ни один киберпанк. Всё, что требовалось от клиентов Института, это раз в двое суток с помощью особого гаджета для башки оставлять резервную копию своей личности. И если вы вдруг скоропостижно отбрасывали коньки, ваше тело помещали в особую СТО, где ему проводили капремонт, перезагружали мозги и вновь ставили на ноги.
Вуаля - ну прямо как живой!.. Точнее, и впрямь живой, только начисто забывший тот отрезок своей жизни, что был прожит после "точки сохранения".
Всяческие экстремалы и фанаты "русской рулетки" впали в экстаз. Как говорится, рискуй - не хочу, только "сохранёнки" делать не забывай.
Однако, ясен К. Дик, не всё было столь безоблачно. И вскоре против Института вышла толпа дремучих староверов, потребовавших запретить "энти ваши тырнеты", дабы "вернуть всё взад". Наивные люди, ведь фарш, как известно, обратно в мясорубке не проворачивается. Поэтому крикуны с их хотелками сами были посланы "взад", а Институт продолжил богатеть и процветать.
Но староверы у себя "взаду" не успокоились. И создали террористическую организацию "Река жизни", что стала всячески мешать своим жертвам самосохраняться, а затем, мерзко хихикая, убивала их. Разумеется, навсегда, уже без права воскреснуть.
Радости при этом у староверов были полные штаны, ну да что еще с них взять, с ущербных разумом?
Долго ли, коротко ли, и вот однажды "Река жизни" дотянулась до самого ученого Дэвида (Матей Гадек), создателя всех этих новомодных "восставашек из мёртвых". И что бы вы думали? У одного из самых важных людей на Земле 2041 года, а также у убиенной на пару с ним жены, не оказалось в заначке ни единой жизни-запаски!
Нонсенс! Кошмар! Волюнтаризм!
Расследовать шокирующее убийство и загадочную предсмертную халатность Дэвида было приказано девице-детективице Эмме (Андреа Могилова). И, естественно, вскоре она нароет в недрах своего мегаполиса много чего зловещего и грязного. То бишь всего того, что обычно нарывают сыщики в киберпанк-историях, если не гоняются за андроидами, мечтающими об электроовцах...
***
В общем, да - ничего такого, что заставило бы вас восклицать "Вау!" и прищелкивать пальцами. Но - "всё такое", что интересно и глазоприятно смотрится при наличии у вас желания отведать "какой-нибудь новенькой фантастики".
А уж для абсолютно зеленого режиссера Роберт Хлоц и вовсе удивил добротным качеством своей дебютной работы. А также отсутствием в ней всякой артхаусной мутотени, чем, признаться, любят грешить некоторые еврокинофантасты.
Сему мораль: небесталанного новичка не зазорно и похвалить. Ну а его "Резервную копию" ненавязчиво порекомендовать всем, кому такое любо... хотя истинные фанаты киберпанка явно не найдут в ней ничего уникального и крышесносного.
Трейлер фильма: