(2018, Германия)
Режиссер и сценарист Эндрю Никкол («Гаттака», «Оружейный барон», «Время») остается верен своему творческому кредо. И после съемок очередной социальной драмы он неизменно возвращается к фантастике. Тоже социальной, ясен пень. Правда, на сей раз Никкола почему-то увлекла слишком уж затертая до дыр тема. После того, как он смоделировал экзотическое будущее на основе биоинженерии («Гаттака») и будущее, где валютой служит, ни много ни мало, само... время («Время»), снимать фильм про мир, полностью захваченный цифровыми технологиями, как-то мелковато и банально, разве нет? А тут еще наши отечественные прокатчики зачем-то оставили "Анону" его оригинальное название. Которое мало того, что кассовым не назовешь, так оно еще и звучит неблагозвучно для русского уха, навевая ассоциации не с кибер-реальностью, а... Ну, короче, и так понятно, какие.
«Анон» - не кибер-панк, как может показаться при взгляде на трейлер и аннотацию. Да, здесь тоже есть крутые хакеры, зато сам мир лишен «упадочных» кибер-панковских атрибутов вроде разрухи, засилья «злых корпораций» и пакостящих им, современных городских партизан. Мир «Анона», это стерильная утопия наподобие той, что была в «Эквилибриуме» Уиммера. С тем лишь отличием, что в фильме Никкола эмоции разрешены и «Большой Брат» контролирует вас не с помощью транквилизаторов, а посредством вшитого вам в башку компьютера. Благодаря чему вы находитесь денно и нощно под тотальным электронным «колпаком» у спецслужб. Казалось бы, ну здесь-то уже точно не забалуешь, однако есть и в мире «Анона» свои анонисты... пардон - анонимы, которые умудряются мутить свои черные делишки, умело заметая за собой следы. О чем, собственно, и повествует Никкол в этой картине.
Актёров в "Аноне" занято не так уж много, но все они работают на совесть и претензий к ним нет. А вот сюжет, или, вернее, его развязка, подкачали. Сценарист Никкол сплёл на базе своей кибер-утопии довольно любопытное детективное макраме, однако старательно доплести его до конца так и не смог. И назначил главного злодея буквально методом слепого жребия, не иначе, вытащив бумажку с его именем из шапки и уместив мотивацию его злодеяний в одну строку сценарного текста. Что, естественно, катастрофически сказалось на итоговом впечатлении от «Анона». Глядеть стоминутную историю с красивыми детективными заморочками, но с выпрыгивающим злым «богом из машины» в финале, всё равно, что съесть пирожное с заплесневелой вишенкой. Вроде бы мелочь, но вкусовое наслаждение портит безнадежно.
***
В общем-то, неплохая, но, увы, не доведенная до ума фантастическая картина с практически слитым финалом. Чертовски жаль, что у Эндрю Никкола не хватило фантазии и сил завершить ее на виртуозной и красивой ноте, тем более, что раньше он такой халтуры не допускал. Но как бы то ни было, всем любителям социально-виртуально-цифровой фантастики проходить мимо «Анона» было бы невежливо. Всё-таки основную техническую идею сюжета с «компьютерами в головах» Никкол реализовал весьма эффектно и убедительно.