Если бы по этой истории успеха писали книгу, то она бы за сутки разошлась тысячным тиражом. Евгения Веретенникова открыла свой первый магазин в Ставрополе в 2012 году и совершенно ничего не знала о цветах. Сегодня салон «Цветок и точка» входит в топ-5 лучших флористических магазинов города, а их авторский букет стал победителем нашего осеннего конкурса в 2023 году. Мы попросили Евгению рассказать нам от первого лица, как у нее все это получилось.
Любовь к цветам у меня от бабушки
Она всю жизнь выращивала шикарные георгины и гладиолусы, а когда вышла на пенсию, даже продавала их. Когда мы с мужем открыли магазин, она жила в соседнем доме и растила для нас ромашки. Благодаря ее поддержке я поняла, что на правильном пути.
Сначала это был маленький магазинчик. На тот момент я совершенно не понимала, что делать с цветами, как их продавать, но у меня был большой опыт в целом в бизнесе, но в других направлениях.
Помню в первый день открытия у нас купили несколько букетов — это было просто счастье до небес
Мы увидели спрос, увидели, как люди хотят радовать друг друга с помощью наших цветов, и это очень вдохновило на дальнейшую работу.
В 2013 году флористика была никакая от слова «совсем»
Были (да и сейчас есть) какие-то цветочные, которые, как тогда, продавали не самые качественные и красивые букеты, мягко говоря, так и сейчас. Продажи шли с большими наценками, и вообще отношение было «купи-продай».
Сейчас в Ставрополье ситуация не сильно изменилась, хотя появились салоны, которые действительно понимают и любят то, что делают. И мне радостно, что «Цветок и точка» входит в пятерку лучших.
Если 10 лет назад вести бизнес было не очень-то и сложно, то сейчас все изменилось
Мы не просто цветочный магазин, а салон. У нас на первом месте качество и клиентский сервис. Мои девочки уже не делают простые рыночные букеты, они каждый день созидают, работают с людьми, я выстраиваю все управленческие и технические процессы, потому что я и ведущий флорист, и директор. Каждый мой сотрудник не просто флорист — он и менеджер, и маркетолог, и даже где-то психолог.
Раньше я думала, что чем больше точек я открою, тем больше будет продаж. Оказалось, что это совершенно не так
Мы вышли на Flowwow чуть больше года назад, в октябре. Я самостоятельно разбиралась в платформе, и ко Дню матери у нас пошли первые заказы. Помню, их было 18, но даже такому количеству были очень рады. Для салона это стало отличным стартом. Кроме того, потом у нас появилось много повторных заказов.
Мы очень сильно работаем на онлайн-сегмент. Сейчас на интернет у нас приходится 60–80% всех продаж, остальные 30–40% — входящий трафик. Поэтому можно иметь один салон и нормально работать.
Только на Flowwow за год вышли в среднем на оборот 300–400 тысяч рублей в месяц
Мы много времени тратим на контент. Создание каждой карточки товара — это настоящий творческий процесс. Постоянно обновляем фото, выбираем лучшие ракурсы, выставляем освещение соответствующее, часами ищем подходящую упаковку. Когда меняется сезон, тотально все обновляем, собираем новые букеты.
Мы часто используем сезонные растения для своих букетов
Цветы в принципе у всех одни и те же, потому что все покупают в Эквадоре или Голландии в зависимости от ассортимента. Но так как у нас, в Ставрополье, действительно очень красивая флора, за последние годы появилось много ребят, которые делают свои теплицы, выращивают сезонные цветы, например хризантемы.
Наш местный цветок более качественный, свежий, такой, наполненный жизнью и теплом. Поэтому мы обязательно работает с растениями южной фауны и обновляем матрицу по сезонности. И, как говорят наши покупатели, у нас в салоне не просто стоит холодильник с цветами, ну, как бывает обычно в магазинах, а буквально настоящий цветник.
Я могу гордиться тем, что у моих флористов и администраторов одни из самых высоких зарплат в регионе
У нас зарплата не только растет несколько раз в год, но и включает в себя систему мотивации, чтобы у людей было желание расти. Потому что довольные сотрудники = успешный бизнес. Команда у нас слаженная, текучки нет, поэтому попасть к нам можно, но сложно.
Мои флористы постоянно учатся. Практически каждый день я в общий чат отправляю ролики с новыми техниками, трендами в упаковках, чтобы тренировать у них насмотренность. Потом они внедряют эти новшества в свою работу. Если говорить о каком-то глобальном обучении, то я обычно покупаю курсы, ну, и делюсь своими знаниями с сотрудниками.
Мы стараемся приучать покупателей к трендовым букетам
А также показывать, что красиво и привлекательно может быть иначе, а не просто какой-то безвкусный базарный, простите, веник. Отсюда и мое желание сделать на конкурс от Flowwow что-нибудь неординарное. Букет я собирала сама, опираясь на предыдущий опыт: мы собирали уже подобные, и людям они очень понравились. Буквально был вау-эффект, потому что всегда остается в памяти что-то необычное.
Для создания использовала специальные техники сборки каркаса с тейпированием из цветной пампасной травы. Сам букет собрала из осенних сезонных цветов и трав, таких как хмель и физалис. А вот остальное — это профессиональный секрет 🙂
Конечно, такие букеты не всегда понятны клиентам, но у нас есть покупатели, которые могут заказать такой в подарок или домой для украшения интерьера.
А вот у европейцев особый взгляд на цветы
Это не только мое личное мнение, это мнение большинства, но флористики какой-то общепринятой в Европе практически нет. Так происходит потому, что в каждой стране есть свои направления по визуалу, предпочтения по цветам и техникам сборки. Если мы говорим про цветы в быту, а не какое-то оформление мероприятий, то чаще всего букеты скромные, но максимально естественные, упаковки практически нет. И это тоже интересный взгляд на нашу профессию.
По-настоящему ценится только то, что заработал сам
Поэтому мне мой бизнес интересен, я много вкладываю в него и в людей. Отсюда и хорошие зарплаты для флористов, и достойная прибыль. Так что в своем деле я чувствую себя уверенно и комфортно.