Найти тему

Подготовка ребенка к медицинским процедурам и вмешательствам

(для родителей детей, которым предстоят анализы и обследования)

Нередко у взрослых есть мнение о том, что для того, чтобы ребенку сдать анализ крови или сделать рентген, достаточно просто привести его в процедурный или специализированный кабинет, а остальное произойдёт само собой. Взрослые при этом могут заметно волноваться, но в силу своих переживаний и возможного нежелания их осознавать, они стараются не думать о процедурах и, как следствие, не разговаривают об этом с ребенком. Стратегия «избегания страха» переносится на детей: «Зачем его пугать лишний раз? Придёт в процедурный кабинет и там сам все увидит». Эмоции родителей не ускользают от ребёнка, который интуитивно, опираясь на родительское отношение к ситуации, тоже относится к процедуре как к тревожащей: настороженно заходит в процедурный кабинет или с опаской смотрит на рентген-лаборанта в длинном фартуке.

Маленькие дети о любой своей тревоге сообщают криком и плачем, адресованными семье, дети постарше и подростки – нежелательным поведением и протестными реакциями. Взрослые могут считать, что ребёнок не может бояться, т.к. еще незнаком именно с этой медицинской процедурой, или родители испытывают неловкость в ситуации социального неуспеха, или сталкиваются со своей беспомощностью, вследствие чего - психологически и физически напрягаются. В таком эмоциональном состоянии родители становятся психологически недоступными для оказания поддержки своему ребенку, который остается без сочувствия и сострадания. Дети вынуждены самостоятельно справляться с состоянием «брошенности» в пугающей ситуации. Сильные негативные впечатления могут надолго сохраниться в памяти человека и быть связанными с конкретной процедурой, например, со взятием крови из пальца.

Другие родители, наоборот, зная, как они сами тревожатся в неприятной или пугающей ситуации, рассказывают своему ребёнку о предстоящем событии и о том, как его спокойно пережить. Такое конструктивное поведение членов семьи лучше помогает подготовить ребенка к предстоящей процедуре, но необходимо выполнить одно важное условие! Ситуация неопределенности неизбежно повышает уровень тревоги. Именно определенность позволяет любому человеку успешнее справляться со своими эмоциями и переживаниями.

Итак, выполнение простого и ясного алгоритма психологической подготовки поможет ребенку и его родителям подготовиться к медицинской процедуре или медицинскому вмешательству. В алгоритме - три шага:

1. ЧТО будет происходить?

2. ЗАЧЕМ будет происходить?

3. КАК будет происходить?

Ребенку следует сказать, ЧТО с ним будет проделано: «Ты сдашь кровь из пальца (из вены) для анализа (биохимического анализа)» или «Тебе сделают рентген/ ультразвук или осмотрят зубы с помощью зеркальца». Это точное название процедуры, которая назначена и должна быть осуществлена, как неизбежность. С какого возраста имеет смысл правильно и грамотно называть процедуру? Даже самые маленькие дети (2-3 года) могут понять слова «кровь» и «палец» (а слово «вена» можно сопровождать жестом, показывающим на «синие сосуды» в локтевом сгибе). Важны здесь интонации взрослого – уверенные, спокойные, знающие и мягкие.

Ребенку следует сообщить, ЗАЧЕМ именно ему следует это пройти/ сделать/ сдать/ показать…. Например: «Тебе надо сдать немного крови в лабораторию, чтобы из ее анализа доктор смог узнать, из каких элементов она состоит, и в каком они состоянии», или «надо сдать немного крови в лабораторию, чтобы из ее анализа доктор смог узнать уровень сахара в ней», или «тебе сделают ультразвук, чтобы доктор смог узнать как работают твои внутренние органы (печень, почки, поджелудочная железа), и в каком они состоянии». Информацию нужно сообщать не менее правдивую и ясную, чем в предыдущем шаге.

Далее, ребенку необходимо максимально подробно рассказать, КАК будет проходить процедура. В качестве иллюстрации меры «подробности» опишем процедуру – анализ крови из вены.

«В процедурном кабинете тебя будет ожидать медицинская сестра (женщина в белом халате или костюме). Она поприветствует, приободрит, пригласит тебя пройти и сесть (лечь) на место, где будет проводиться процедура (кушетка/ кровать или стул у специального процедурного столика). Когда берут кровь из вены (можно показать место забора крови), то тебя положат на кровать (для маленьких детей) или ты будешь сидеть на стуле (для школьников). Рядом с тобой будет эта медицинская сестра, которая поможет тебе лежать (сидеть). На столике медицинской сестры уже могут лежать пробирки, куда потом потечет твоя кровь. Ведь медицинская сестра тебя ждала и готовилась к встрече! Когда ты ляжешь (сядешь), медсестра попросит показать ей руку, наложит широкий резиновый жгут/ ленту на предплечье (можно показать место) и некрепко его затянет. Потом возьмет своей рукой твою руку так, чтобы осмотреть локтевую ямку, где видны вены. Медсестра выберет подходящее место для прокола и подготовится к нему – протрет локтевую ямку ваткой, смоченной в дезинфицирующем растворе. Потом введет в вену иглу, и кровь начнет поступать в пробирку. В момент прокола, пожалуйста, сделай глубокий вдох. Ты можешь смотреть или не смотреть, как все будет происходить. Я обычно отворачиваюсь и смотрю в окно :) Тебе может быть чуть больно в самом начале, в момент прокола, но это быстро проходит. Боль при прокалывании бывает у всех людей разная и зависит от чувствительности каждого человека. Медсестра соберет кровь в одну-две пробирки, после чего скажет: «Ну, вот и все! Все сделали!», ослабит затянутый резиновый жгут, вынет иглу из вены, а на место прокола приложит смоченную дезинфицирующим раствором ватку и туго привяжет её бинтом. Похвалит тебя и разрешит уйти из процедурного кабинета. Ранка у тебя начнет заживать уже через 10–15 минут, и кровь потом не будет течь. Если что-то пойдет не по плану, то меня позовут, ведь я буду здесь, совсем рядом, около двери в процедурный кабинет».

Конечно, родители адаптируют подобное описание для своего ребенка, учитывая его уровень развития и актуальное состояние. Если родители не обладают собственным опытом и информацией о предстоящем ребенку исследовании или медицинской манипуляции, то необходимо подробно расспросить врача, направившего на это вмешательство, посмотреть дополнительную информацию в литературных источниках или интернете. В любом случае дети, с которыми родные поговорили о предстоящих процедурах, лучше справляются с ситуацией неопределенности, испытывают меньше напряжения и легче переживают боль.

Желаем Вам и Вашим детям легких встреч с медициной!

Ваш ИИСТ,

Familyland.ru – помощь себе, детям, парам и всей семье