Семидесятилетняя Наталья Дмитриевна, стоя в ЗАГСе неподалеку от сына, резко изменилась в лице.
Она прищурила глаза и вопросительно посмотрела на мужа, как бы ожидая от него ответа на свой немой вопрос.
Анатолий Борисович скорчил растерянную физиономию, показывая жене, что он и сама не понял, что только что сейчас услышал.
Наталья Дмитриевна стиснула зубы, с трудом удерживаясь оттого, чтобы не потребовать объяснений от сына и новоиспеченной снохи.
Женщина с трудом дождалась, когда молодых супругов наконец-то поздравит представитель ЗАГСа и уйдет.
Дождавшись нужного момента, Наталья Дмитриевна подскочила к Егору и, грозно зыркнув на него, прошептала:
- Это как понимать? Почему Нина остается Тарасовой?
- Потому что мы посчитали, что так будет лучше, - недоуменно ответил Егор.
- В смысле? Лучше то, что жена не взяла фамилию мужа? Это вообще где такое видано? - повысив тон, женщина перевела свой взгляд на сноху.
- Наталья Дмитриевна, мы с Егором решили, что я оставлю свою, - Нина решила вмешаться в разговор новых родственников.
- Это же почему вы так вдруг решили, интересно? - нахмурилась женщина. - Или ты заранее решила, что разведешься с моим сыном, поэтому и не стоит документы марать?
- Мне тридцать два года. Не вижу смысла менять фамилию, потому что меня уже все знают под этой, - развела руками сноха.
- Не нужно оправдываться! - злобно процедила Наталья Дмитриевна. - Брезгуешь нашей фамилией?
- Не говори ерунды, - Егор взял мать за плечо и отвел в сторону. - Нет ничего страшного в том, что Нина будет со своей фамилией.
- Ты из ума выжил?! Нас же родня засмеет! - громко выкрикнула женщина, чем обратила на себя внимание окружающих людей. - Слухи разные пойдут.
- Мама, сейчас это не принято, - усмехнулся мужчина. - Нет в этом ничего постыдного.
Однако Наталья Дмитриевна не унималась и продолжала высказывать сыну свое недовольство.
Видя, что этот разговор может никогда не закончиться, Нина поспешила позвать всех гостей в ресторан, который был забронирован на сегодняшний вечер.
Мать Егора сидела с недовольным лицом неподалеку от сына и сверлила взглядом новоиспеченную родственницу.
Нина не могла не заметить ее пристального взора. Она отлично поняла, в чем причина, но решила сделать вид, что ей глубоко безразлично мнение свекрови.
- Наталья, ты чего такая недовольная? - к дочери, с тросточкой в руках, с трудом передвигаясь, подсела Раиса Павловна. - Жинка вроде внуку досталась хорошая.
- Ага, хорошая, - надулась женщина. - Ты просто в ЗАГСе не была...
- Я бы там столько не выстояла. Мне же в этом году все-таки девяносто будет, - захихикала Раиса Павловна.
- Она не взяла нашу фамилию! - заговорщическим тоном прошептала Наталья Дмитриевна.
- Как это?! - побледнела старушка и тут же впилась взглядом в Нину.
- А вот так! - женщина скрестила руки на груди и тоже последовала ее примеру. - Незачем, говорит. Мол, ее все знают под старой фамилией, пусть она и остается.
- Не бывать такому! - пожилая женщина в сердцах стукнула по полу тросточкой. - Нинка, а ну-ка пойди сюда! - добавила она и поманила пальцем сноху.
Невеста сразу поняла, что свекровь успела доложиться своей матери, и теперь ее ждет разбор полетов.
- Сядь! - скомандовала Раиса Павловна и кивнула на свободный стул рядом с собой. - Что же это ты, девка, удумала? Фамилию нашу брать не хочешь?
- Почему не хочу-то? - возмутилась Нина, приблизившись к старушке. - Мне тридцать два года. Документов куча. Если все переделывать, денег куча уйдет.
- Смотри-ка, только о деньгах и думает! - проскрежетала зубами Наталья Дмитриевна, желая подлить масла в огонь. - Ну точно решила развестись с нашим Егором. Держит его как запасной вариант, пока не найдет кого-то получше. Не чета мы ей...
- Молчи, Наташка! - грозно выкрикнула женщина и со всей силы стукнула тростью об пол. - Пусть Нинка говорит!
- В принципе, я уже все сказала, - пожала плечами невеста. - Мы с Егором решили, что я оставлю свою фамилию.
- Мало ли что вы там решили. У нас так не принято, - монотонно проговорила Раиса Павловна. - Если ты собралась и дальше жить с моим внуком, придется взять!
- Мы подумаем над вашими словами, - Нина быстро свернула разговор со старушкой, решив, что та не отстанет, пока она ей не пообещает подумать.
- Вот и подумай! - гордо проговорила Наталья Дмитриевна.
В этот вечер о смене фамилии больше речь не заходила. Раиса Павловна, сославшись на усталость, потребовала, чтобы ее увезли домой.
К одиннадцати часам гости покинули ресторан, и в нем остались только самые близкие, чтобы собрать остатки блюд и навести порядок.
- Наталья Дмитриевна, отнесите, пожалуйста, в машину документы, - Нина протянула свекрови папку.
- Иди и неси сама, - пренебрежительно фыркнула женщина.
- Вам трудно? - усмехнулась Нина, прекрасно понимая, почему она себя так ведет.
- Не взяла нашу фамилию, значит, нам не родня, поэтому и делать я для тебя ничего не буду, - уверенно проговорила свекровь. - Буду я еще тут прислуживать первой встречной.
У Нины не нашлось слов, чтобы ответить свекрови, поэтому она только закатила глаза и всплеснула руками.
С этого момента свекровь начала пилить сноху при любом удобном случае, поэтому Нина старалась как можно меньше контактировать с родней мужа.
Однако, заметив это, Наталья Дмитриевна стала сама наведываться в дом к сыну.
- Вещи разбросаны, в машинке грязная рубашка, - осуждающе произнесла женщина. - Ну да, чего стараться, когда скоро разводиться.
- Хватит! - не выдержав, громко завизжала Нина. - Вон отсюда! Пока не научитесь меня уважать, ноги вашей здесь не будет!
- Напугала, - злобно фыркнула Наталья Дмитриевна. - Не за что мне тебя уважать. Фамилию нашу не взяла, тем самым показав презрение к нам...
- Решение по фамилии - не ваше собачье дело! - грозно выпалила женщина. - Не смейте совать свой нос в мою семью, я в вашу не сую и не говорю, что вам делать!
Свекровь после этих слов побледнела и, как ужаленная, молча выскочила за дверь.
С этого дня встречи с Натальей Дмитриевной стали очень короткими и редкими, и она больше не заикалась по поводу смены фамилии.