Вторым кассационным судом общей юрисдикции в кассационной инстанции завершено рассмотрение гражданского дела по иску моего клиента к банку “Хоум кредит" о признании незаключённым кредитного договора.
Суть дела.
31 декабря 2022 года мой клиент в автоматическим режиме якобы взяла кредит в банке "Хоум кредит" на сумму 600000 рублей, еще на 300000 рублей с небольшим ей были навязаны дополнительные услуги. Как утверждает клиент, никакого кредита она не брала, никакой заявки на кредит не подавала, денег не получала. Поступившие на её кредитный счёт деньги в течение одной-двух минут ушли на счета мошенников.
О существовании кредита клиентка узнала после того, как из банка начались звонки с требованием сначала оплатить просроченные платежи, а затем - возвратить всю сумму кредита. Самостоятельно, частично с помощью стороннего, не известного мне юриста, она обратилась в суд с иском о признании кредитного договора незаключённым. Суды двух инстанций в иске отказали.
Искать мошенника было бесполезно; счёт, на который были переведены кредитные деньги, принадлежал иностранному гражданину.
Полицией уголовное дело было возбуждено, но, как говорится, и в настоящее время “а воз и ныне там”.
Что сделано.
Я вступил в это дело с этапа подготовки кассационной жалобы. И готовящуюся кассационную жалобу изначально “затачивал” уже под Верховный суд, поскольку на кассационный суд практически не надеялся. В процессе подготовки кассационной жалобы уже, в свою очередь, я обратил внимание на множественные нарушения норм материального и процессуального права, которые, в том случае, если кассационный суд вникнет в дело, несомненно, должны бы привести к отмене решений нижестоящих судов.
Одним из ключевых документов, повлиявших на решение кассационного суда, явилось определение Конституционного Суда РФ от 13 октября 2022 г. № 2669-0, которым разъяснено, что к числу обстоятельств, при которых кредитной организации в случае дистанционного оформления кредитного договора надлежит принимать повышенные меры предосторожности, следует отнести факт подачи заявки на получение клиентом кредита и незамедлительной выдачи банку распоряжения о перечислении кредитных денежных средств в пользу третьего лица (лиц). Суды предыдущих инстанций на данное определение не обратили никакого внимания, как не придали значения и тому факту, что банк к названному документу отнёсся также наплевательски.
Между моментом принятия кассационной жалобы к производству кассационного суда и датой назначения судебного заседания неожиданно для меня Верховным судом РФ было принято решение в пользу заёмщика по делу с отличающейся от нашей, но весьма схожей фабулой. При этом стороной дела выступал этот же банк, а от лица банка в суде выступал тот же представитель.
Поэтому мне было, что сообщить кассационному суду непосредственно в судебном заседании. И произошло событие, очень редкое для суда кассационной инстанции: судьи начали судорожно листать материалы дела и задавать сторонам уточняющие вопросы (из которых следовало, что ранее судья-докладчик изучила материалы дела крайне поверхностно; по излагаемым мною фактам и моей правовой позиции судьи сильно “плавали” сами, моя позиция в совокупности с доведённой мною до судейского состава позицией Верховного суда оказалась для них полнейшей неожиданностью).
Если у меня была сформирована чёткая и последовательная правовая позиция, то представитель банка Татьяна С., в свою очередь, также начала явно “плавать” и давать расплывчатые ответы не по существу поставленных судом и мною вопросов.
В итоге произошло редчайшее в истории практики кассационных судов и первое в моей многолетней практике работы с судами данной инстанции событие: суд определил отложить судебное заседание на другой день для более тщательного изучения судейским составом материалов дела.
Поведение клиента.
Поведение же самой клиентки с момента принятия кассационной жалобы к производству суда явно оставляло желать лучшего: многократно повторяющиеся однотипные вопросы в мессенджерах со стороны её мужа по вопросам, на которые много раз были даны чёткие ответы, постоянные бессодержательные звонки и сообщения до начала судебного заседания. Мне многократно пришлось указать клиентке на пункты заключённого с нею договора, ограничивающие количество и периодичность дополнительных консультаций, а также время общения.
Последней каплей для меня явились её сообщения мне в мессенджерах и её звонки посреди ночи в выходной день, когда любой нормальный человек отдыхает и проводит время со своей семьёй. При этом задаваемые ею вопросы не требовали никакого экстренного вмешательства.
Мне ничего не оставалось, как прекратить с данной клиенткой дальнейшую работу; расторгнуть с нею договор по причине существенного нарушения условий договора самим клиентом.
Но... 99,9% всего объёма работы по существу уже было мною выполнено: кассационная жалоба составлена, дополнительная правовая позиция сформирована, доведена до суда и, главное - услышана судом. Доделывать мою работу никому не пришлось. Оставалось только нанести в суде последний удар (без которого, как выяснилось, удалось обойтись) и ждать результата.
Решение суда.
Второй кассационный суд общей юрисдикции нашёл в рассмотрении дел судами и первой, и апелляционной инстанций существенные нарушения в применении норм материального права и существенные нарушения норм процессуального права и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, в декабре месяце 2023 года была поломана исторически сложившаяся судебная практика решения вопросов решения гражданских дел о признании кредитных договоров незаключёнными в пользу банков.
А клиентам советую относиться с уважением к личному времени работающих с вами юристов, и только тогда вы можете рассчитывать на соответствующее отношение и к вам со стороны юриста.
Советую помнить о том, что Вы платите юристу именно за его работу, и, в частности, и за то, что к судебному заседанию он может выявить вновь открывшуюся судебную практику, в корне поворачивающую дело. А чтобы юрист не отнёсся к делу формально, нужно с уважением относиться как к его труду, так и к его личному времени.
Автор публикации
Юрист
Криухин Н.В.
https://www.9111.ru/questions/77777777723577913/