В социальной психологии есть очень интригующий вопрос - как совместить феномены «безумия толпы» и «мудрости толпы»?
В одних случаях люди в толпе могут совершать самые чудовищные безумия, а в другой - принимать очень верные решения. Вот как так? Почему?
В январе этого года вышла статья, авторам которой, похоже, удалось разрешить эту интригу.
Проведя интерактивный онлайновый эксперимент, они выявили несколько интересных закономерностей - оказывается, есть три важные переменные.
Первая переменная - неопределённость ситуации (она же - сложность задачи). Например, трудно сходу решить, кто виноват в бедах конкретного поселения - засуха, гнев богов или огр, живущий на болоте.
Вторая переменная - социальное обучение. Проще говоря, видно ли мне, что делают другие или нет. Если видно, если обучаться легко (скажем, можно схватить вилы и факелы), то я с очень большой вероятностью повторю это действие.
Третья переменная - численность группы. Если, скажем, нас всего восемь человек, из которых уже пятеро вооружились вилами да факелами и уже идут на болото к огру, я, скорее всего, не присоединюсь. А вот если нас полторы сотни, то удержаться будет очень сложно.
Если перед нами сложная задача, мы легко друг друга обучаем и нас много, огру не поздоровится.
Если же задача попроще, нам обучить друг друга сложнее и нас мало, огр может спать спокойно, мы будем выдавать конкретные идеи по доставке воды на поля (вот она - более простая задача: не искать виноватого, а решить, как доставить воду на сохнущие поля).
Вывод, как по мне, такой - большая толпа опасна, ждать от неё разумного поведения не надо. Однако если не дать людям обучать друг друга всяким глупостям, можно получить мудрость толпы.
Теперь у нас есть новый интригующий вопрос - как это устроить? Как не дать людям обучать друг друга всяким глупостям?
Проклятая наука, никакой однозначности!
Ваш 👍 поможет другим людям увидеть эту новость.
«Social learning strategies regulate the wisdom and madness of interactive crowds» Wataru Toyokawa, Andrew Whalen & Kevin N. Laland, Nature Human Behaviour (21 January 2019)