Неужели делать станцию здесь хотели ещё в 1930-х годах? По какой трассе этот участок линии думали проложить изначально? Почему строительство "Таганской" оказалось таким сложным? Чему посвящено оформление платформы? Какое значение у необычных панно на путевых стенах? Какие оригинальные элементы декора до нашего времени не дошли? А также - неужели в 1990-х станции собирались присвоить другое название? И как она изменилась после недавней реконструкции? Об этом и не только расскажу сегодня.
Использовать все технологии
"Таганская" открылась 31 декабря 1966 года в составе первого участка фиолетовой линии до станции "Выхино" (тогда именовалась "Ждановской"). Первые планы по строительству этого отрезка появились ещё в 1932 году. На схемах видно платформу под названием "Таганская площадь". Правда сама линия уходила на юг в сторону ЗИЛа (ЗИСа). То есть получалось что-то среднее между нынешними Люблинско-Дмитровской и Замоскворецкой. На перспективной карте метро 1938 года мы уже видим трассу, похожую на современную. Только станций планировали больше, а конечную хотели расположить в районе Кузьминского парка.
На строительство затем повлияло множество событий. Воплощать в жизнь этот "радиус", как его тогда называли, стали только в начале 1960-х. То есть он хронологически относится к хрущёвскому периоду, потому что создавали и утверждали проект ещё во времена правление Никиты Сергеевича. "Таганская", пожалуй, являлась самой сложной с точки зрения сооружения на всём участке. Во-первых, это единственная глубокая станция (36м). Все остальные на этом отрезке мелкого заложения или вообще наземные. Во-вторых, рядом находилась "Таганская" Кольцевой линии, на которую нужно было сделать переход. Собственно её расположение в 53 метрах под землёй и повлияло на выбор конструкций для "соседки".
Геологические условия здесь были очень сложными. Разные виды грунта почти на любой глубине. Далеко не все из них являлись пригодными для сооружения станции. К тому же тут залегали плывуны (смесь гравия, воды и песка). В полной мере всем этим природным великолепием "насладились" строители "Марксистской" уже в следующем десятилетии. В один момент станцию просто-напросто чуть не затопило. Короче говоря, во время проектирования "Таганской-радиальной" пришлось по сути применять все технологии, которые только были на тот момент, чтобы успешно завершить работы.
Меньше, да краше
Несмотря на то, что по конструкции "Таганская" является пилонной, она отличается от находящейся рядом такой же платформы Кольцевой линии. В первую очередь, своими габаритам. Диаметр станционных тоннелей и наклонного хода для эскалаторов составил 7,5 метров. Это на один меньше, чем раньше. И если на удобстве самой станции это почти не сказалось, то с движущимися лестницами получилось не так хорошо. Разместить смогли только три эскалатора. Да и то, размеры их вышли довольно скромными. Когда спускаешься или поднимаешься, есть ощущение тесноты. Уменьшения коснулись и перегонных тоннелей: 5,5 м вместо 5,7.
Кстати, если посмотреть на специальную карту, можно увидеть, что станция располагается практически над "Таганской" Кольцевой линии. Движение поездов там на время строительства не прекращали. Это также придавало работам дополнительную сложность. Несмотря на то, что платформу создавали во времена, когда не приветствовались архитектурные излишества, ей смогли придать в целом оригинальный облик. Проектированием занимались Юрий Вдовин и Нина Алёшина. Последняя была настоящей легендой Московского метро, на счету которой почти два десятка станций. Каждая из них не была похожа на другую. Кстати, соседнюю "Марксистскую" спустя некоторое время также создавала Нина Александровна.
Темой оформления выбрали Космос. Почему именно на этой станции воплотили такую идею, сказать не могу. В 1957 году СССР раньше всех остальных запустил спутник за пределы нашей планеты. А в 1961-м туда же отправил первого в мире космонавта. Конечно, такие невероятные успехи не могли не отразить в архитектуре столичного метро. Рядом с ВДНХ, которая в 1960-х стала своеобразным космическим центром Москвы, новых станций не планировали. Возможно, поэтому выбрали ближайшую по времени, которую строили в центральной части города. То есть "Таганскую". Но это лишь гипотеза.
Добро пожаловать в Космос
Пилоны оформили мрамором двух видов. Первый имел жёлтые, розовые, кремовые и даже медовые оттенки. Из второго сделали по две полосы красного цвета с небольшими белыми вкраплениями. Архитектор Алёшина славилась тем, что невероятно скрупулёзно подбирала гамму мрамора. Чтобы создать плавные и красивые оттеночные переходы. Далее шла отштукатуренная часть, а над ней разместили рельефные карнизы. В них спрятали освещение. Вместе они (ещё, конечно, стоит упомянуть и о решётках) создавали иллюзию большего пространства. Всё-таки сами по себе эти конструкции смотрелись немного приземисто. Завершили композицию белыми сводами.
Пол в центральном зале выложили серым и красным гранитом. На потолке в проходах между пилонами, разместили овальные ниши. В них также располагается освещение. Со стороны боковых платформ декор в целом повторяется. Такие же мраморно-полосатые детали. Но путевые стены дополнили чеканными металлическими панно. Именно они дают нам понять, что тема оформления станции космическая. Создавал украшения художник Эдуард Ладыгин. Всего их 10 штук. Ниже предлагаю вам с ними ознакомиться. Под каждой фотографии будет подпись с пояснениями. Чтобы вы поняли, что там изображено.
Также можно отметить и табличку с названием станции. Её сделали в духе тех самых металлических панно. К сожалению, для всего этого выбрали не самый подходящий фон. Всё-таки желтоватый и чёрный кафель на путевых стенах немного снизили градус прекрасного. В 2020-х годах на "Таганской" делали ремонт. В первую очередь, отреставрировали путевые стены. Выложили новую плитку белого и чёрного цветов. На какое-то время отсюда пропали металлические панно. К счастью, они после завершения работ вернулись на свои места.
Вернули былой блеск
Кстати, в 1991 году станцию чуть не накрыло волной переименований. Почему-то ей хотели присвоить название "Каменщики". То есть в честь улицы, которая пролегает на поверхности. Однако "Таганская" как нельзя лучше отражает историю этих мест, поэтому наименование менять не стали. В целом, станция получилась удачной. Особенно для 1960-х годов. Конечно, оформление нельзя назвать вычурным или шикарным. Однако у "Таганской" есть глубокая идея и красивые украшения, которые раскрывают выбранную тематику.
С точки зрения пассажиров станция весьма загруженная. Хотя официальные данные по количеству людей скромные (примерно 29 тысяч человек в сутки). Да, выходят на ней, чтобы оказаться на поверхности не так много людей. Но как пересадочная, она имеет большое значение. Да и по утрам в час-пик в поезд, который движется в сторону "Китай-города" просто невозможно зайти. Он полный, и почти никто здесь не выходит. Так что иногда лучше воспользоваться соседней "Таганской-Кольцевой", если для вас это, конечно, удобно. Там вы точно без проблем попадёте в вагон в любое время.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!