Этим осенним утром было все, как обычно. 18-летняя девушка по имени Аманда Стейвик кликнула свою собаку: пора собираться на пробежку. Они вдвоем обожали бегать. Обычный их маршрут был такой: сначала от дома по улице, затем к речке, потом немного вдоль реки - и обратно. Незамысловатый путь - и весь на виду.
С Амандой еще выходила на пробежку мама. Но когда у нее было много дел, как в то утро, она не могла составить компанию. Поэтому Аманда со своей питомицей вышли одни.
Спустя какое-то время собака вернулась домой - одна. Мать выбежала на улицу, пробежала тем же маршрутом, но дочери нигде не было. Женщина начала в панике звонить всем друзьям и знакомым Аманды, но в то утро девушку никто из них не видел.
К поискам присоединилась полиция. Детективам довольно быстро удалось найти свидетелей, по словам которых, Аманда и ее собака бежали в направлении дома - то, есть уже, конец пробежки. Но вот что случилось потом - загадка. Мать заламывала руки - ведь, по сути, ее ребенок не дошел до дома каких-то несколько метров.
Молодые матери помогли полицейским
Через три дня тело Аманды нашли на мелководье реки. Даже судмедэкспертиза была не нужна, чтобы понять, над девушкой надругались, а потом убили.
Эксперты позже скажут, что преступник ударил ее сзади. В конце 80-х не было развитых ДНК-технологий, но все же полицейским удалось взять образец материала. Однако, он ровным счетом ничего не дал. И спустя несколько месяцев дело отправили на дальние полки архива.
В 2009 году, в рамках программы пересмотра так называемых "холодных" дел, детективу Кевину Боухею было поручено провести новое сравнение найденной ДНК с образцами мужчин, проживавших в Акме двадцать лет назад.
Однако дело Аманды все еще оставалось неразгаданным. В 2013-м году к Боухею пришли две женщины - это были молодые матери Бэкстрем и Андерсон, и они жили в этом городке. То, что они рассказали детективу, мгновенно сдвинуло дело с мертвой точки.
По словам женщин, причастным к преступлению мог быть сосед семьи. Тимоти Басс учился в одной школе с Амандой. В год той трагедии ему было 22 года. Ни Тим, ни его отец Бад, ни младший брат Том, никогда не рассматривались полицией в качестве подозреваемых. Полиция говорила, что нет причин опрашивать этих мужчин, мол, у них и алиби, и репутация - в общем, вне подозрений.
А вот молодые матери, которые пришли к Боухею, заявили, что в свое время они подвергались агрессивным домогательствам со стороны Басса. И им кажется, что Аманда вполне могла столкнуться с этим же.
"Я не помню никакой Аманды"
Боухей начал "копать" в этом направлении. И узнал, что буквально через полтора месяца после гибели девушки, Тим Басс женился и уехал из городка. Сейчас у него жена и трое детей, а сам он работал курьером в пекарне.
Полицейские наведались к нему. К их удивлению, на все расспросы мужчина категорично отвечал, что не помнит никакой Аманды. Это было очень странно, ну, во-первых, потому что они все же были соседи и часто общались, а, во-вторых, слишком большой был резонанс после преступления.
Странно, что Тим "не помнит ничего". Когда детективы попросили его предоставить ДНК-образец для анализа, тот заявил резко, что, мол, не доверяет детективам и опасается, что они попытаются "навесить на него нераскрытое дело". Слушая их разговор, жена Тима заметила, что "вообще-то в тот день он был с ней".
То есть, сам Тим ничегошеньки не помнит, а жена - помнит, да еще с датами и в деталях?
В общем, Басс стал главным подозреваемым. Единственная проблема заключалась в доказательствах.
Ким Вагнер, менеджер пекарни, где работал Тим, сообщила полиции о странностях своего сотрудника. По ее словам, мужчина всегда носил перчатки, когда касался определенных предметов, и постоянно забирал свой мусор. Напоминает, мол, маньяка, пожала плечами Ким. Тогда следователи попросили ее помочь - и раздобыть хоть что-то с отпечатками Тима Басса.
Внимательно наблюдая за своим подчиненным, миссис Вагнер улучила момент и стащила пластиковый стакан, из которого он пил. Правда, ей пришлось долго ждать этого момента - не менее двух месяцев. Потому что Тим был "предельно осторожен во всем".
Сравнение образцов подтвердило страшную догадку тех молодых женщин, что пришли к Боухею, - образцы были полностью идентичны.
"Он был тиран, я его боялась"
Тимоти арестовали в конце 2017-го, то есть с момента преступления прошло почти 30 лет. Мать Аманды дождалась этого момента, ей было на тот момент 81 год.
На допросе Тимоти уже говорил, мол, с Амандой близость была, а вот "расправы и насилия - не было". Но полицейские ему не верили. Тем более, что практически сразу после ареста, в участок пришла жена Басса и заявила, что муж принудил дать ложные показания.
"Вообще-то я не помню, где он был в тот день",
- сказала она. И добавила, что все эти годы ее жизнь была настоящим адом.
не помнила, где он находился в день смерти Аманды. Супруга также описала странное поведение Басса:
"Он был неадекватным и агрессивным домашним тираном, он пытался контролировать каждый момент моей жизни, даже выбор одежды. Он мог приказать, чтобы я не общалась с друзьями".
А со стороны, конечно, казалось, что у них идеальная семья. Но все эти годы женщина боялась подать на развод - была уверена, что он начнет мстить и ей, и детям.
К слову сказать, эти слова косвенно подтвердить удалось. Так, брат Тимоти рассказал, что Басс всегда презрительно относился ко всем представительницам прекрасного пола. А Ким Вагнер, которая помогла следователям, припомнила, что ее сотрудник обращался к жене исключительно: "Женщина", не называя по имени.
Сутки на вердикт
Суд по делу убийства Аманды начался спустя два года после ареста. Тим отказывался признаваться в содеянном, настаивая на невиновности. Адвокаты гнули линию, что якобы интимная связь произошла "добровольно".
Три недели суд рассматривал доказательства, еще сутки присяжные обдумывали свой вердикт. И в итоге признали его виновным по всем обвинениям, включая похищение, надругательство и расправу над Амандой Стейвик. Тимоти получил 27 лет тюремного заключения. Теперь он выйдет на свободу, будучи дряхлым стариком.