Найти в Дзене
Цитадель адеквата

О вымираниях великих и эволюционных

Есть мнение, что прочноскелетные землеройки не находятся под угрозой исчезновения. Ибо в настоящий момент не наблюдается ни быстрого сокращения ареала, ни падения численности популяции. Это справедливое мнение. А, вернее, замечание, высказанное читателями в комментариях к заметке о крошечных «героических» африканских насекомоядных, которые настолько суровы, что могут пережить прямое попадание под копыто буйвола… Где говорилось, что землеройки с несокрушимым скелетом вымирают.

-2

Справедливое, но не имеющее отношения к делу.

-3

В статье использовалась другая трактовка понятия «вымирание». И подчеркнуть данное обстоятельство в отдельной публикации необходимо, потому что у меня она другая везде. Не связанная с ареалом и численностью конкретного вида в конкретный момент. Часто речь идёт о «процветающих», «вымирающих» таксонах. Которые ещё могут «наступать», «обороняться», обходить противника с флангов, партизанить в горах и проявлять прочие формы стратегической активности, животным по первому впечатлению не свойственные… Всюду речь идёт об эволюции таксонов. Не о судьбе отдельных видов.

-4

...Вид, – сам по себе, скорее, «действие». Таксон наступает, захватывая ресурсы, ранее принадлежавшие другим, путём создания новых видов. Приспособленных к неким условиям лучше, чем приспособлены конкуренты. И эти виды обречены изначально. Ибо устаревают и требуют замены, – просто чтобы захваченное удержать, – всего за пару миллионов лет. Следовательно, и нет смысла считаться такой – разменной – мелочью, как отдельный вид.

Если же не считаться, то прочноскелетные землеройки, понятые как идея в развитии, вымирают. В роду их всего два малочисленных вида. При том что отделение линии произошло 10-15 миллионов лет назад. Учитывая высокую скорость смены поколений мелких позвоночных, за этот срок должен был смениться десяток поколений видов. Но бурного развития не заметно. Очевидно, скелет, рассчитанный не копыто буйвола, не приносит выгод в редколесьях, где буйволов нет. Пара же редких видов, – это ни о чём. В любой момент изменение климата или появление нового врага может уничтожить их.

Понять пессимистичность оценки перспектив землероек проще в сравнении с другим родом, – «летающими лягушками», планирующими с дерева на дерево с помощью перепонок на пальцах. В нём 44 вида, населяющих Южную, Юго-Восточную и Восточную Азию. Для морально устаревших земноводных, которых всего-то 3000 видов, – вдвое меньше чем рептилий и втрое, чем птиц, – это очень много. Учитывая же что род объединяет близкие виды, имеющие общего предка, ясно что этот предок изобрёл что-то полезное. Раз уж его потомки расселились на огромной территории, разделились, приспосабливаясь к местным особенностям, и размножились, – летающие лягушки не редкость в тропиках.