Друзья, перевела для вас статью семейного консультанта, преподавателя и автора Эрин Лейбы. Эти 10 действий способствуют развитию мозга детей, влияют на речевое развитие, на будущие успехи в учебе. Эрин, многодетная мама, уже почти двадцать лет консультирует родителей по вопросам воспитания. Автор опирается на новейшие исследования ученых, которые показываю тесную связь между отношением к ребенку и его психическим и физическим благополучием.
Научно доказано, что когда состояние ребенка становится более спокойным и счастливым, то его мозг активнее развивается и даже ДНК ведет себя иначе. 10 простых действий, а результат для человека - хорошая речь, успехи в учебе, качественные отношения, более полное удовлетворение жизнью.
1. Говорите с ребенком радостно
Исследования показывают, что новорожденные предпочитают голос матери другим голосам (Decasper & Fifer, 1980). Младенцы также предпочитают радостную речь нейтральной речи (Corbeil, Trehub & Peretz, 2013). Они предпочитают «motherese» - речь, лингвистически упрощенную и характеризующуюся высоким тоном и преувеличенной интонацией (Fernald, 1985). Разговор с младенцами на "материнском" языке помогает им усваивать речевые навыки, потому что задействует эмоции, подчеркивает структуру языка. В итоге ребенку проще расшифровать головоломку из слогов и предложений (Fuller-Wright, 2017). Младенцы, с которыми больше общаются, имеют лучшие навыки обработки речи и больший словарный запас (Weisleder & Fernald, 2013). Исследования показывают, что «очередность разговора» или «взаимодействие я - тебе, а ты - мне» (а не просто количество слов) развивает детский мозг (Huber et al., 2023).
2. Установите зрительный контакт
Ласковый взгляд мамы помогает младенцам чувствовать себя счастливее и спокойнее, вовлекает их во взаимодействие, с мамой сильнее соединяет. Пристальный взгляд чаще встречается у младенцев, у которых есть надежные отношения привязанности (по сравнению с ненадежной или дезорганизованной привязанностью) (Astor et al., 2020). Когда дети в одном исследовании смотрели на лица и руки своих активных матерей (по сравнению с неподвижными лицами матерей), они больше улыбались и больше говорили (Stack & Arnold, 1998). Существует также положительная корреляция между частотой взглядов матери и ребенка и качеством их взаимодействия (Kuboshita, Fujisawa, & Makita, 2020). Исследования показывают, что взаимный взгляд родителя и младенца успокаивает детей в состоянии стресса (Blass, Lumeng & Patil, 2007). Взгляд в глаза стимулирует работу мозг ребенка. Когда взрослый и ребенок смотрят друг другу в глаза, их мозговые волны лучше синхронизируются (Leong, Byrne, Clackson, & Wass, 2017). Сначала малыш учится общаться глазами, а потом словами (Cetincelik, Rowland & Snijders, 2021).
3. Прижимайте к себе и обнимайте
Объятия мамы помогают младенцам чувствовать себя любимыми, быть более вовлеченными во взаимодействие и меньше подвергаться стрессу. Малыши, которых мама часто прижимала к телу буквально кожа к коже, минимум до 9 лет демонстрировали большую взаимность в общении с родными, с большей готовностью помогали и слушались, а их мамы также сообщили о меньшем количестве показателей депрессии и стресса (Bigelow & Power, 2020). Объятия даже меняют их ДНК. Степень тесного и приятного контакта между младенцами и лицами, осуществляющими уход, влияет на детей на молекулярном уровне, что можно обнаружить спустя годы. У детей, которые в младенчестве получали меньше физического контакта, молекулярный профиль клеток и ДНК был недостаточно развит для их возраста (Science Daily, 2017; Moore et al., 2018). Исследования показывают, что ласковые прикосновения помогают младенцам устанавливать социальные связи, формировать просоциальное поведение и синхронность во взаимодействии родителя и ребенка (Carozza & Leong, 2020). Это происходит за счет воздействия на окситоцин, дофамин и эндогенные опиоидные системы (Carozza & Leong, 2020).
4. Настройтесь и взаимодействуйте
Фокус на состоянии малыша — это важнейшая часть материнской привязанности, способности понимать и реагировать на потребности детей (тепло, еда, сон, безопасность и любовь). Такая настройка предполагает уважение естественных ритмов, внимание к тому, как ребенок себя чувствует, как он реагирует, а также поддержание режима дня, бережное и чуткое общение с младенцем без навязчивости или пренебрежения. Здоровая привязанность позитивно влияют на участки мозга, которые участвуют в социальном, когнитивном и эмоциональном функционировании (Leblanc et al., 2017). Исследователи Гарвардского университета описывают взаимодействие с младенцами как взаимодействие «дай-верни», или игру в пинг-понг. Маленькие дети естественным образом «тянутся» к вниманию. Джон Готтман из Института Готтмана называет это «заявкой» на внимание или взаимодействие. Когда ребенок подает сигнал (например, лепечет, машет ручками), важно, чтобы родитель соответствующим образом откликался (например, посмотрел или что-то сказал). Если ребенок улыбается, улыбался в ответ. Исследователи обнаружили, что когда лица, осуществляющие уход, реагируют на сигналы ребенка, в его мозгу выстраиваются положительные связи.
5. Играйте с ребенком и уважайте его игры
Сочетание свободной самостоятельной игры и интерактивной игры, которую специально организовали взрослые, помогает детям расти. Исследователи Крол и Коннелли обнаружили, что повышение качества игр и большее время, которое мама тратит на игру с малышом, коррелирует с положительными изменениями в системе окситоцина их детей (Max Planck Institute for Human Cognitive and Brain Sciences, 2019). Самостоятельная игра также важна для младенцев, поскольку она позволяет им получать сенсорный опыт, изучать различные текстуры и материалы, готовит их к одиночной игре более старшего возраста, помогает малышу развивать двигательные навыки, помогает понять свое тело.
6. Улыбайтесь
Когда матери улыбаются своим детям, дети, как правило, улыбаются сильнее, что, как показывают исследования, связано с общим положительным аффектом (Messinger, Fogel & Dickson, 2001). К 4 месяцам младенцы улыбаются своим матерям целенаправленно. Они рассчитывают время улыбки, чтобы попытаться заставить улыбнуться своих мам (Messinger, Fogel, & Dickson, 2001). Когда матери-новички видят счастливое лицо своего ребенка, активируется обширная сеть мозга, мамы получают дофаминовую награду (Strathearn, Li, Fonagy & Montague, 2008).
7. Пойте или включайте музыку
Пение, звучание веселых песен успокаивает детей, положительно влияет на их настроение, а также помогает в развитии речи. Музыка - «язык чувств», потому что может эмоции вызывать и на наши состояния воздействовать. Музыка существенно снижать общий уровень стресса как с физиологической, так и с психологической точки зрения (deWitte et al., 2020). Веселая музыка успокаивает младенцев, замедляя частоту сердечных сокращений (Nagy et al., 2022). Когда матери поют младенцам, дети словно находятся под гипнозом, настолько сильно увлечены процессом, о чем свидетельствует их повышенное внимание и уменьшение количества движений (Nakata, 2004). Одно исследование показало, что младенцы в возрасте пяти месяцев могут различать веселые и грустные музыкальные отрывки при определенных условиях (Flom, Gentile & Pick, 2008). Младенцы изучают язык на основе ритмической информации, поэтому так важно читать им потешки, стишки, петь песни.
8. Читайте детям
Исследования показывают, что чтение книг младенцам связано со снижением родительского стресса, с ростом теплоты и любви к ребенку (Canfield et al., 2020). Постоянное чтение младенцам также помогает улучшить их языковые показатели (Science Daily, 2023).
9. Придерживайтесь ритуалов
Семейный распорядок дня, ежедневные ритуалы тесно связаны со здоровьем детей, их академической успеваемостью и крепкими семейными отношениями (Fiese et al., 2002). Ритуал, словно якорь, создает ощущение стабильности и комфорта во время стресса или переходного периода (Fiese et al., 2002). Предсказуемость распорядка дня помогает младенцам развивать саморегуляцию. Детям проще ощущать близость родных, если они знают, что ждет их каждый день.
10. Сохраняйте спокойствие, обретайте радость
Младенцы улавливают стресс, тревогу, конфликты родителей или их радость. Грэм и его коллеги (2013) обнаружили, что информация матерей о частых семейных ссорах были связаны с повышенными нервными реакциями их младенцев. По данным МРТ, когда родители говорят очень злым тоном, реагируют сразу несколько областей детского мозга, связанных с регуляцией стресса (включая ростральную переднюю поясную извилину, хвостатое ядро, таламус и гипоталамус). Уотерс (2014) обнаружил, что, когда матери подвергались стрессовым нагрузкам, у младенцев возникал соответствующий физиологический отклик. Младенцы также могут уловить беспокойство матери. Уильямс и его коллеги (2013) обнаружили, что материнская тревога в значительной степени предсказывает детский стресс (измеряется по секреции кортизола). Де Росне (2006) обнаружил, что после взаимодействия матери и незнакомца, носящего тревожный характер, младенцы стали значительно более боязливыми. Младенцы также могут испытывать радость. Хотя исследование проводилось на взрослых, Фаулер и Кристакис (2008) обнаружили, что люди, окруженные счастливыми людьми, с большей вероятностью станут счастливыми в будущем.
Грамотное общение с младенцами, когда ребенок чувствует себя любимым, создает устойчивые положительные результаты на долгие годы. Положительные эмоции у младенцев связаны с удовлетворенностью жизнью во взрослом возрасте (Coffey, Warren & Gottfried, 2015). Положительные эмоции малышей также предсказывают успех в учебе в возрасте 29 лет. Более счастливые дети с большей вероятностью закончат среднюю школу и колледж (Coffey, 2019).