Найти в Дзене

Разбор урока на развитие навыков чтения (5а Spotlight 11)

Оглавление

На развороте мы видим довольно объёмный текст и множество упражнений. Судя по заголовкам урок делится на 3 части: чтение, лексику и говорение. Интересно, каким образом они здесь друг с другом связаны?

Pre-reading

В начале урока представлено задание на ввод в тему (упр.1). Учащимся нужно ответить на несколько вопросов про бездомных людей: видели ли они когда-нибудь людей, спящих на скамейке в парке или на ж/д станции, и почему у этих людей нет дома. Кроме того, для облегчения понимания текста учащимся предлагается просмотреть первый абзац и предположить о том, какую жизнь ведёт Жасмин, девушка, которая рассказывает нам свою историю (упр.2).

Думаю, что в 11 классе вполне можно вводить тему урока подобным образом: через предположения и восприятие картины мира, основываясь на своём личном жизненном опыте.

  • Что касается времени, то на эти два упражнения уйдёт не меньше 10-12 минут.

While-reading

Следующий этап (упр.2) - само чтение с параллельным прослушиванием текста. Параллельное прослушивание мне кажется очень удачным решением, но только для первичного чтения. Дело в том, что далеко не все учащиеся поймут даже 50% содержания, слушая и читая текст в быстром темпе.

  • На чтение и параллельное прослушивание без пауз уйдёт примерно 3-5 минут.

В книге для учителя вообще не упоминается параллельное прослушивание текста, там сразу идёт чтение с детальным пониманием содержания (упр.3).

Так представлено 3 упражнение в книге для учителя. По данной версии учащиеся читают текст самостоятельно и выбирают правильные ответы из предложенных в упражнении.
Так представлено 3 упражнение в книге для учителя. По данной версии учащиеся читают текст самостоятельно и выбирают правильные ответы из предложенных в упражнении.

  • На повторное чтение, выполнение и проверку упр.3, включая объяснение выделенных слов - не менее 15-20 минут (в лучшем случае).

После проверки упр.3 работа с чтением заканчивается и начинается работа с лексикой по теме "Город". То есть про текст и про тему, заявленную в тексте, можно забыть. А учитывая то, что задания на выбор правильного ответа можно либо угадать, либо воспользоваться готовыми ответами, то получается, что понимание текста не так уж и важно. Так рассуждают учащиеся. Ещё предлагается объяснить выделенные жирным шрифтом слова, для этого понимание текста тоже в принципе не нужно.

Мне непонятно, зачем в урок по чтению вставлять 3 упражнения по лексике, которая с текстом практически не связана (упр.4а, 4b, 5). А само чтение нивелировать. Получается, что и с чтением не поработали как следует, и лексику взяли очень поверхностно. Ни то, ни другое не отработали.
  • Если выполнять эти упражнения, то на них потребуется 15-20 минут. В один урок уже не влезаем. Предположим, что у нас на эту тему есть два урока, поэтому продолжаем.

Post-reading

После лексических упражнений по логике книги для учителя мы снова возвращаемся к тексту. Упр.6 - здесь нужно описать чувства Жасмин, используя предложенные прилагательные. Даётся образец.

Спорное задание, так как оно снова переводит фокус на лексику, ведь сначала нужно обсудить значение прилагательных. Кстати, с лексикой из предыдущих упражнений оно никак не связано. Плюс этого задания - нужно использовать фактический материал из текста, чтобы обосновать чувства Жасмин. А при желании можно использовать выделенную в тексте лексику и повысить уровень речи. Но в задании об этом не упоминается, более того, представленный образец очень простой. А это всё-таки образец, ребята будут на него ориентироваться.

  • На это упражнение потребуется примерно 10 минут.

Последнее задание (упр.7) предполагается как продуктивное - учащиеся должны составить интервью, разыграть разговор между журналистом и Жасмин. В учебнике две с половиной строчки. В книге для учителя добавлено пожелание запланировать и попрактиковаться перед тем, как записать интервью на электронный носитель. Интересно за сколько минут это нужно сделать? Никаких временных рамок в книге для учителя нет!

А смогут ли вообще обычные ученики выполнить это задание с такими скудными инструкциями? Да ещё после сомнительной проработки текста? Каким образом они должны составить план, например? И как учитель должен их encourage (мотивировать)? Или это неважно? А что тогда вообще важно?
Вот так выглядит упр.7 в книге для учителя.  Есть ещё правда предположительный ответ.
Вот так выглядит упр.7 в книге для учителя. Есть ещё правда предположительный ответ.
  • Если работать серьёзно с этим упражнением, то на него уйдёт целый урок. И это в лучшем случае. А если ещё записывать и слушать диалоги, то и два урока вполне можно потратить. В целом на разворот, если всё выполнять, нужно потратить 4 урока, а по программе даётся один.

По итогу, могу сказать только одно: если чётко работать по книге для учителя, вас ожидает неминуемый провал. Текст прекрасный, но заданий к нему очень мало, для среднего ученика он остаётся непроработанным. Остаётся только догадываться, каким образом учащиеся должны составить интервью. А если ещё учесть, что уровень языка для обычной школы сильно завышен, то до этого интервью, в том виде, в котором оно здесь представлено, дело точно не дойдёт.

А Вы на чём фокусируетесь в этом уроке: на чтении или на лексике?