Осенью, когда я работала личным помощником селлера на маркетплейсе, мы резко столкнулись с тем, что китайские продавцы полностью копировали наши карточки ходовых товаров и ставили на них более низкую цену. В итоге на нас накладывался индекс цен и карточка меньше продвигалась, хотя крутилась реклама. Хорошо, если у нас была в наличии фотосессия товара. При предъявлении исходников поддержка пусть не сразу, но блокировала недобросовестного конкурента.
В декрете я закончила бесплатную переподготовку по государственной программе и получила диплом специалиста по маркетплейсам. Почти год я варилась в этой сфере, успела поработать личным помощником селлера (продавца) и изучила разные фишки, которые будут полезны для некоторых читателей.
Основные проблемы были с инфографикой. Нас просили показать, например, этапы её создания. Но как, если она была заказана пару лет назад и контакты исполнителя потерялись? Всё же наши продавцы так нагло карточки не воруют и с ними всегда можно было связаться и припугнуть жалобой и блокировкой. А вот китайцы включают полный игнор. После того, как маркетплейс стал доставлять товары из-за рубежа, у многих (кто закупается там же) появились проблемы.
В нашей стране Вы автоматически получаете авторское право на свои произведения искусства. Но что делать, если столкнёшься с откровенным плагиатом? Например, лично я, как менеджер, написала продающий текст для карточки товара, потратила кучу времени, передала его своему селлеру. А поддержка теперь требует у него доказательства, что он авторский.
То, что карточка конкурента появилась позже, доказательством не являлось! Мы лишь получали отписки. В таких случаях на помощь может прийти депонирование. Это организация хранения Ваших объектов авторского права с фиксацией авторства и выдачей свидетельства. Сюда входят изображения, музыка, литература, полностью карточка товара и т.д. Особенно оно будет кстати, если у Вас небольшое количество хорошо продающихся или дорогих товаров. Можно и потратиться.
Два самых популярных сервиса - это n'RIS и IREG (официальные партнёры РАО (Российского Авторского Общества). Вы регистрируетесь, выбираете ячейку на нужное количество объёма данных и закладываете туда свои карточки. Получаете электронное свидетельство об авторских правах (можно заказать в печатном виде). Предъявляете его потом в поддержку маркетплейса в случае воровства карточки. Отличие только в сроках. В n'RIS его нужно выбрать (разная цена). В IREG сразу закладывается на 70 лет.
Если Вы не хотите сами этим заниматься, можно также найти фирмы-посредники. Они сделают Вам всё под ключ и возьмут за это отдельную фиксированную плату (я нашла 7 таких организаций, и это минимум).
Поделюсь ещё несколькими лайфхаками на будущее, которые я нарыла в интернете по тематическим группам сама (если нет средств и желания на депонирование).
- На оригиналах фотографий необходимо указать символ ©, имя автора (название магазина), дату создания. Можно добавить текст запрета на использование контента без Вашего письменного согласия.
- Сохранять договор на создание инфографики. Если это было давно и у Вас его нет (или делали себе карточки сами), можно оформить его на знакомого самозанятого.
- Все фотографии перед тем, как размещать на маркетплейсы, обрезать по краям. Особенно, если это интерьерные фото. Добавить какие-то артефакты в кадры, а из конечного фото их убрать. Получается, что «полная» картина будет только у Вас в исходниках.
- После написания продающего текста загнать его в сервис проверки (например, Текст.ру) и сделать скриншот со всеми характеристиками, чтобы обязательно попала дата и время с компа.
Надеюсь статья была Вам полезна, ставьте лайк и я обязательно ещё поделюсь интересными инструментами.