Найти тему
АртТеррия

Основоположник русского портрета Андрей Матвеев.

Итак, в предыдущей статье мы говорили на тему церковного искусства допетровской эпохи, каноны которого пришли на Русь из древней Византии вместе с принятием христианства.

Нельзя путать такие понятия как живопись и иконопись, древнерусские мастера не ставили своей целью реалистичное изображение, иконопись символична, она выполняет роль связующего звена между человеком и миром небесным.

Иных видов искусства на Руси не существовало, если не считать свистулек и фигурок, изготовляемых народными мастерами из дерева и глины, что можно смело отнести к древнерусскому декоративно-прикладному искусству.

Реформы Петра l послужили прорыву во всех сферах человеческой деятельности. В прорубленное окно подул свежий ветер эпохи европейского Возрождения.

Сам термин Возрождение или Ренессанс, означает возвращение интереса к античности, обращение к человеку и красоте окружающего его земного мира.

Под влиянием античного искусства стали формироваться новые направления в живописи, скульптуре и архитектуре.

Возникло понятие гуманизм - учение, основанное на ценности человека, его правах и свободах в противовес средневековым догмам и суевериям.

Европейский Ренессанс пришёл на Русь с запозданием на 250-300 лет, что обусловлено изолированностью от европейского пространства и происходящих там процессов, а главное - отсутствием почвы для возврата, возвращаться было попросту некуда, ведь на Руси не было эпохи античности и выйдя из избы нельзя было увидеть произведения античной культуры. А потому, употребляемый порою термин "Русское Возрождение" звучит как нонсенс.

Нельзя сказать, чтобы сквозняки из Европы не проникали в щели Московского царства и раньше, но они ограничивались, в основном, архитектурой, строительством, литьём пушек и чеканкой монет. Иных излишеств русским князьям не требовалось и даже считалось вредным.

Лишь преобразования Петра l положили начало развитию русской культуры, шедеврами которой мы сейчас по праву гордимся.

Развитие происходило по трём направлениям: закупались произведения европейского искусства, в Россию приглашались знаменитые европейские мастера, а талантливые русские художники отправлялись на учёбу в Европу.

Стремясь к реалистичному изображению, художники стали осваивать светотень и прямую линейную перспективу.

Во второй половине XVII века, возникает жанр ранней портретной живописи, называемый "парсуна" от латинского "persona", что означает - особа, персона, личность. Примеры парсун мы можем видеть в петровском зале Русского музея.

Портрет стольника Федора Ивановича Веригина.Не позднее 30 августа 1698 г.Школа Оружейной палаты. Фото из открытых источников Яндекс.
Портрет стольника Федора Ивановича Веригина.Не позднее 30 августа 1698 г.Школа Оружейной палаты. Фото из открытых источников Яндекс.
Портрет князя Михаила Федоровича Жирового-Засекина.Не позднее 30 августа 1698 г.Школа Оружейной палаты. Фото из открытых источников Яндекс.
Портрет князя Михаила Федоровича Жирового-Засекина.Не позднее 30 августа 1698 г.Школа Оружейной палаты. Фото из открытых источников Яндекс.
Портрет Якова Тургенева 1694 г. Неизвестный художник. Фото из открытых источников Яндекс.
Портрет Якова Тургенева 1694 г. Неизвестный художник. Фото из открытых источников Яндекс.

Как видим, парсуна хранит традиции иконописного изображения, хотя живописцы изображают вполне себе светских особ и всё ещё не подписывают свои работы, указывается лишь название мастерской.

Первым русским художником, дерзнувшим поставить подпись под своей работой был Андрей Матвеев (1701-1739), который так и подписал:

"Матвеев Андрей, первый русский живописец, и его супруга. Писал сам художник».

Автопортрет с женой. Художник А.М. Матвеев, 1729 год. Фото из открытых источников Яндекс.
Автопортрет с женой. Художник А.М. Матвеев, 1729 год. Фото из открытых источников Яндекс.

Существует легенда, что во время службы в Новгородском соборе Святой Софии, Петр I заметил мальчика, который пытался зарисовать его профиль. Вдохновленный подобным рвением, он взял мальчика с собой в Петербург и отправил на обучение в Амстердам.

По другой легенде, это императрица Екатерина I приметила талантливого молодого человека и поспособствова тому, чтоб Петр I отправил его на учёбу.

Портрет Екатерины I. Ж.-М. Натье. 1717 г. Фото из открытых источников Яндекс.
Портрет Екатерины I. Ж.-М. Натье. 1717 г. Фото из открытых источников Яндекс.

Так или иначе, но Андрей Матвеев стал одним из первых петровских "пенсионеров", а императрица Екатерина его покровительницей. Именно ей он посылал отчёты за всё время своего пребывания в Голландии, а так же свои картины. Сначала он копировал работы своих учителей, а затем стал создавать собственные произведения.

Одной из первых самостоятельных работ Андрея Матвеева стала "Аллегория живописи", где Екатерина I изображена в образе Минервы - римской богини мудрости и покровительницы искусств.

Аллегория живописи,  Андрей Матвеев1725 г. Фото из открытых источников Яндекс.
Аллегория живописи, Андрей Матвеев1725 г. Фото из открытых источников Яндекс.

Вскоре последовала другая его работа "Венера и Амур":

Венера и Амур,  Андрей Матвеев, 1726 г. Фото из открытых источников Яндекс.
Венера и Амур, Андрей Матвеев, 1726 г. Фото из открытых источников Яндекс.

Портрет Петра I он тоже написал, этот портрет является одним из самых известных и значимых портретов российского императора. В нем художник передал не только физическое сходство с главой государства, но и черты его характера. Эта работа считается важным историческим и художественным свидетельством, позволяющим оценить величие Петра l и его вклад в историю государства.

Портрет императора Петра I, Андрей Матвеев, 1720-1730-е гг. Фото из открытых источников Яндекс.
Портрет императора Петра I, Андрей Матвеев, 1720-1730-е гг. Фото из открытых источников Яндекс.

Портрет является вольной копией с оригинала Карела де Моора, который писал портрет с натуры в 1717 году в Гааге. Портрет, написанный Матвеевым, долгое время считался работой де Моора, пока 1982 году, оригинал не появился в поле зрения искусствоведов, сейчас он находится в Париже. Детальное исследование показало, что портрет находящийся в Эрмитаже оригинален и не является копийным, а работа де Моора послужила для Матвеева лишь основой.

К сожалению нельзя установить точную датировку портрета, но искуствоведы сходятся к мнению, что он был написан уже после смерти Петра l, скончавшегося, как известно, 28 января (8 февраля) 1725 года.

В 1727 году умирает благодетельница Матвеева - Екатерина I, художник, лишившись пенсиона возвращается в Россиию и обращается к Меньшикову.

Портрет А. Д. Меншикова. 1716—1720 гг., неизвестный художник.
Портрет А. Д. Меншикова. 1716—1720 гг., неизвестный художник.

Успев определить Матвеева в живописную команду при Канцелярии от строений, новый благодетель вскорости и сам угодил в опалу. Запутавшись в интригах, "полудержавный властелин" был арестован по обвинению в госизмене и безудержном хищении казны, лишён всех званий, наград, имущества и сослан в сибирской город Берёзов. Все мы, надеюсь, помним эту картину Василия Сурикова:

Меншиков в Берёзове. Василий Суриков.1883 г. Государственная Третьяковская галерея.
Меншиков в Берёзове. Василий Суриков.1883 г. Государственная Третьяковская галерея.

Подсуетились, как известно, князья Долгорукие, оказав влияние на 11-летнего Петра II, взошедшего на российский престол.

Обвинить в казнокрадстве оказалось не так уж сложно - Меньшиков давно уже не видел разницы между своим карманом и государственной казной, а оказать влияние на молодого государя ещё легче - очень уж светлейший князь донимал его учебой и настояниям жениться на своей дочери, а молодой человек желал развлечений.

В дальнейшем, Андрей Матвеев напишет портрет молодого императора:

Портрет Петра II. Матвеев А. М. Вторая половина 1720-х.
Портрет Петра II. Матвеев А. М. Вторая половина 1720-х.

Но вернёмся к Матвееву. В живописную команду его приняли лишь на правах ученика, а подмастерьям целый год не платили жалования и таким образом, художник остался без средств к существованию.

Спас заказ четы Голицыных, которым требовался парадный портрет.

Князя Ивана Голицына он изобразил в образе рыцаря в латах:

Портрет князя И.А. Голицына (парный к портрету княгини А.П. Голицыной) 1728 год Автор: Матвеев Андрей. Собрание Голицыных.
Портрет князя И.А. Голицына (парный к портрету княгини А.П. Голицыной) 1728 год Автор: Матвеев Андрей. Собрание Голицыных.

Княгиню Голицыну в бархатном платье с рубиновыми застёжками и медальоном с образом Петра l на груди.

Портрет княгини А.П. Голицыной (парный к портрету князя И.А. Голицына) 1728 год Автор: Матвеев Андрей.
Портрет княгини А.П. Голицыной (парный к портрету князя И.А. Голицына) 1728 год Автор: Матвеев Андрей.

В 1728 году, в возрасте 27 лет, Андрей Матвеев женился на юной Ирине Антроповой - дочери кузнеца из той же Канцелярии от строений. Его автопортрет с женой, о котором мы говорили ранее, уникален не только тем что стал первым автопортретом в истории русской живописи, в нем художник решился открыто заявить о своих нежных чувствах к женщине, о чём ранее было не принято упоминать.

"Трепетный жест соединившихся рук, лёгкое касание плеч, едва уловимый поворот навстречу друг другу — земная человеческая радость», — так писала о картине искусствовед В. Г. Андреева.

Мастера живописной команды Канцелярии от строений занимались росписью дворцов и соборов, оформляли интерьеры, писали и реставрировали иконы и картины.

В 1728 году Матвеева зачисляют в штат и назначают жалование, а в 1730 ставят во главе живописной команды.

Начиная с 1730 года, художник писал уже не так много парадных портретов: слишком много сил отбирали проекты по украшению храмов и дворцов. К тому же, при дворе императрицы Анны Иоанновны, русским живописцам предпочитали немецких.

Среди первых работ Матвеева было создание эскизов серии батальных картин для дома в Летнем саду, роспись Петропавловского собора, где под его руководством, впервые в России, на стенах появились не фрески, а картины маслом на библейские сюжеты. К сожалению они сохранились не долго и сгорели во время пожара, когда в 1756 году, молния ударила в шпиль собора.

В дальнейшем, Матвеев оформлял церкви Св. Симеона и Св. Анны:

Церковь Св. Симеона и Св. Анны. Санкт-Петербург, Моховая 48. Современное фото из открытых источников Яндекс.
Церковь Св. Симеона и Св. Анны. Санкт-Петербург, Моховая 48. Современное фото из открытых источников Яндекс.

Помещения в Петергофе и Царском селе, Аничковы и Адмиралтейские триумфальные ворота, Сенацкий зал в здании Двенадцати коллегий, расписывал плафоны Зимнего дворца и интерьеры Оперного театра.

Приходилось выполнять множество высочайших капризов, таких как роспись экипажей царской конюшни, роспись царской голубятни, императорской галеры и прочих.

В должности руководителя, Матвеев умело организовал работу в области монументально-декоративной живописи на всех основных архитектурных объектах Петербурга, занимался распределением художественных материалов, сохранились его бесчисленные прошения о выдаче дров для отопления, свечей для освещения, выплате денежного и хлебного жалованья, впавшим в совершенную нужду художникам, которым нечем платить за свой скудный рацион.

Жил Матвеев в небольшом доме на Большой Посадской улице на Петербургской стороне, где снимали комнаты ещё несколько его учеников, здесь же находилась мастерская.

К концу правление Анны Иоанновны казна была расхищена и опустошена, строительство в Петербурге практически не велось. Начинания Петра I были в большинстве своем заброшены. В стране процветали доносы, начались репрессии и гонения, которым подвергались все от царедворцев до обычных людей. По надуманному делу были арестованы, биты плетьми и сосланы в Сибирь художники - братья Никитины, которые в своё время так же были петровскими пенсионерами.

Нагрузки сказались на здоровье, последние месяцы жизни Матвеев тяжело болел и не выходил на улицу, работал в своей мастерской, к тому же совсем перестали выплачивать жалование, сославшись на проблемы с бюджетом.

23 апреля (4 мая) 1739 года, основоположник русского портрета умер в бедности в возрасте 38 лет. Причиной стала продолжительная болезнь – как указано в метрической записи, его погубила чахотка. Место захоронения художника неизвестно.

В канцелярии сохранилась запись его вдовы, где просительница прошением своим объявляет, что осталась после мужа своего, Матвеева, с малолетними детьми и не имеет денег даже на его погребение, к тому же семья задолжала обывателям за взятые съестные и прочие запасы и кредиторы просят долг неотступно.

Вскоре 27-летняя вдова вышла замуж за купца.

Сохранилось не так уж много работ Андрея Матвеева, можно сказать, что его недюжинный талант был раздавлен бесконечной рутинной работой и даже знаменитый "Автопортрет с женой" так и остался незаконченным, его сохранил младший сын художника, который так же имел склонность к изобразительному искусству, обучался в академии и получил дворянский чин. Незадолго до своей смерти он передал его в дар Петербургской Академии художеств.

В настоящее время это полотно хранится в Русском музее.