Итак, в предыдущей статье мы говорили на тему церковного искусства допетровской эпохи, каноны которого пришли на Русь из древней Византии вместе с принятием христианства.
Нельзя путать такие понятия как живопись и иконопись, древнерусские мастера не ставили своей целью реалистичное изображение, иконопись символична, она выполняет роль связующего звена между человеком и миром небесным.
Иных видов искусства на Руси не существовало, если не считать свистулек и фигурок, изготовляемых народными мастерами из дерева и глины, что можно смело отнести к древнерусскому декоративно-прикладному искусству.
Реформы Петра l послужили прорыву во всех сферах человеческой деятельности. В прорубленное окно подул свежий ветер эпохи европейского Возрождения.
Сам термин Возрождение или Ренессанс, означает возвращение интереса к античности, обращение к человеку и красоте окружающего его земного мира.
Под влиянием античного искусства стали формироваться новые направления в живописи, скульптуре и архитектуре.
Возникло понятие гуманизм - учение, основанное на ценности человека, его правах и свободах в противовес средневековым догмам и суевериям.
Европейский Ренессанс пришёл на Русь с запозданием на 250-300 лет, что обусловлено изолированностью от европейского пространства и происходящих там процессов, а главное - отсутствием почвы для возврата, возвращаться было попросту некуда, ведь на Руси не было эпохи античности и выйдя из избы нельзя было увидеть произведения античной культуры. А потому, употребляемый порою термин "Русское Возрождение" звучит как нонсенс.
Нельзя сказать, чтобы сквозняки из Европы не проникали в щели Московского царства и раньше, но они ограничивались, в основном, архитектурой, строительством, литьём пушек и чеканкой монет. Иных излишеств русским князьям не требовалось и даже считалось вредным.
Лишь преобразования Петра l положили начало развитию русской культуры, шедеврами которой мы сейчас по праву гордимся.
Развитие происходило по трём направлениям: закупались произведения европейского искусства, в Россию приглашались знаменитые европейские мастера, а талантливые русские художники отправлялись на учёбу в Европу.
Стремясь к реалистичному изображению, художники стали осваивать светотень и прямую линейную перспективу.
Во второй половине XVII века, возникает жанр ранней портретной живописи, называемый "парсуна" от латинского "persona", что означает - особа, персона, личность. Примеры парсун мы можем видеть в петровском зале Русского музея.
Как видим, парсуна хранит традиции иконописного изображения, хотя живописцы изображают вполне себе светских особ и всё ещё не подписывают свои работы, указывается лишь название мастерской.
Первым русским художником, дерзнувшим поставить подпись под своей работой был Андрей Матвеев (1701-1739), который так и подписал:
"Матвеев Андрей, первый русский живописец, и его супруга. Писал сам художник».
Существует легенда, что во время службы в Новгородском соборе Святой Софии, Петр I заметил мальчика, который пытался зарисовать его профиль. Вдохновленный подобным рвением, он взял мальчика с собой в Петербург и отправил на обучение в Амстердам.
По другой легенде, это императрица Екатерина I приметила талантливого молодого человека и поспособствова тому, чтоб Петр I отправил его на учёбу.
Так или иначе, но Андрей Матвеев стал одним из первых петровских "пенсионеров", а императрица Екатерина его покровительницей. Именно ей он посылал отчёты за всё время своего пребывания в Голландии, а так же свои картины. Сначала он копировал работы своих учителей, а затем стал создавать собственные произведения.
Одной из первых самостоятельных работ Андрея Матвеева стала "Аллегория живописи", где Екатерина I изображена в образе Минервы - римской богини мудрости и покровительницы искусств.
Вскоре последовала другая его работа "Венера и Амур":
Портрет Петра I он тоже написал, этот портрет является одним из самых известных и значимых портретов российского императора. В нем художник передал не только физическое сходство с главой государства, но и черты его характера. Эта работа считается важным историческим и художественным свидетельством, позволяющим оценить величие Петра l и его вклад в историю государства.
Портрет является вольной копией с оригинала Карела де Моора, который писал портрет с натуры в 1717 году в Гааге. Портрет, написанный Матвеевым, долгое время считался работой де Моора, пока 1982 году, оригинал не появился в поле зрения искусствоведов, сейчас он находится в Париже. Детальное исследование показало, что портрет находящийся в Эрмитаже оригинален и не является копийным, а работа де Моора послужила для Матвеева лишь основой.
К сожалению нельзя установить точную датировку портрета, но искуствоведы сходятся к мнению, что он был написан уже после смерти Петра l, скончавшегося, как известно, 28 января (8 февраля) 1725 года.
В 1727 году умирает благодетельница Матвеева - Екатерина I, художник, лишившись пенсиона возвращается в Россиию и обращается к Меньшикову.
Успев определить Матвеева в живописную команду при Канцелярии от строений, новый благодетель вскорости и сам угодил в опалу. Запутавшись в интригах, "полудержавный властелин" был арестован по обвинению в госизмене и безудержном хищении казны, лишён всех званий, наград, имущества и сослан в сибирской город Берёзов. Все мы, надеюсь, помним эту картину Василия Сурикова:
Подсуетились, как известно, князья Долгорукие, оказав влияние на 11-летнего Петра II, взошедшего на российский престол.
Обвинить в казнокрадстве оказалось не так уж сложно - Меньшиков давно уже не видел разницы между своим карманом и государственной казной, а оказать влияние на молодого государя ещё легче - очень уж светлейший князь донимал его учебой и настояниям жениться на своей дочери, а молодой человек желал развлечений.
В дальнейшем, Андрей Матвеев напишет портрет молодого императора:
Но вернёмся к Матвееву. В живописную команду его приняли лишь на правах ученика, а подмастерьям целый год не платили жалования и таким образом, художник остался без средств к существованию.
Спас заказ четы Голицыных, которым требовался парадный портрет.
Князя Ивана Голицына он изобразил в образе рыцаря в латах:
Княгиню Голицыну в бархатном платье с рубиновыми застёжками и медальоном с образом Петра l на груди.
В 1728 году, в возрасте 27 лет, Андрей Матвеев женился на юной Ирине Антроповой - дочери кузнеца из той же Канцелярии от строений. Его автопортрет с женой, о котором мы говорили ранее, уникален не только тем что стал первым автопортретом в истории русской живописи, в нем художник решился открыто заявить о своих нежных чувствах к женщине, о чём ранее было не принято упоминать.
"Трепетный жест соединившихся рук, лёгкое касание плеч, едва уловимый поворот навстречу друг другу — земная человеческая радость», — так писала о картине искусствовед В. Г. Андреева.
Мастера живописной команды Канцелярии от строений занимались росписью дворцов и соборов, оформляли интерьеры, писали и реставрировали иконы и картины.
В 1728 году Матвеева зачисляют в штат и назначают жалование, а в 1730 ставят во главе живописной команды.
Начиная с 1730 года, художник писал уже не так много парадных портретов: слишком много сил отбирали проекты по украшению храмов и дворцов. К тому же, при дворе императрицы Анны Иоанновны, русским живописцам предпочитали немецких.
Среди первых работ Матвеева было создание эскизов серии батальных картин для дома в Летнем саду, роспись Петропавловского собора, где под его руководством, впервые в России, на стенах появились не фрески, а картины маслом на библейские сюжеты. К сожалению они сохранились не долго и сгорели во время пожара, когда в 1756 году, молния ударила в шпиль собора.
В дальнейшем, Матвеев оформлял церкви Св. Симеона и Св. Анны:
Помещения в Петергофе и Царском селе, Аничковы и Адмиралтейские триумфальные ворота, Сенацкий зал в здании Двенадцати коллегий, расписывал плафоны Зимнего дворца и интерьеры Оперного театра.
Приходилось выполнять множество высочайших капризов, таких как роспись экипажей царской конюшни, роспись царской голубятни, императорской галеры и прочих.
В должности руководителя, Матвеев умело организовал работу в области монументально-декоративной живописи на всех основных архитектурных объектах Петербурга, занимался распределением художественных материалов, сохранились его бесчисленные прошения о выдаче дров для отопления, свечей для освещения, выплате денежного и хлебного жалованья, впавшим в совершенную нужду художникам, которым нечем платить за свой скудный рацион.
Жил Матвеев в небольшом доме на Большой Посадской улице на Петербургской стороне, где снимали комнаты ещё несколько его учеников, здесь же находилась мастерская.
К концу правление Анны Иоанновны казна была расхищена и опустошена, строительство в Петербурге практически не велось. Начинания Петра I были в большинстве своем заброшены. В стране процветали доносы, начались репрессии и гонения, которым подвергались все от царедворцев до обычных людей. По надуманному делу были арестованы, биты плетьми и сосланы в Сибирь художники - братья Никитины, которые в своё время так же были петровскими пенсионерами.
Нагрузки сказались на здоровье, последние месяцы жизни Матвеев тяжело болел и не выходил на улицу, работал в своей мастерской, к тому же совсем перестали выплачивать жалование, сославшись на проблемы с бюджетом.
23 апреля (4 мая) 1739 года, основоположник русского портрета умер в бедности в возрасте 38 лет. Причиной стала продолжительная болезнь – как указано в метрической записи, его погубила чахотка. Место захоронения художника неизвестно.
В канцелярии сохранилась запись его вдовы, где просительница прошением своим объявляет, что осталась после мужа своего, Матвеева, с малолетними детьми и не имеет денег даже на его погребение, к тому же семья задолжала обывателям за взятые съестные и прочие запасы и кредиторы просят долг неотступно.
Вскоре 27-летняя вдова вышла замуж за купца.
Сохранилось не так уж много работ Андрея Матвеева, можно сказать, что его недюжинный талант был раздавлен бесконечной рутинной работой и даже знаменитый "Автопортрет с женой" так и остался незаконченным, его сохранил младший сын художника, который так же имел склонность к изобразительному искусству, обучался в академии и получил дворянский чин. Незадолго до своей смерти он передал его в дар Петербургской Академии художеств.
В настоящее время это полотно хранится в Русском музее.