Недавно я сняла видео про резонансный случай, когда сын зарезал свою мать из-за компьютерной игры (посмотреть можно тут и здесь). Разумеется, причина расправы выдумана обществом, ведь так легче и проще, нежели вникать в семейные обстоятельства.
Если вас интересуют детали, я приглашаю вас к просмотру ролика. А в этой статье я расскажу о том, как распознать ученика с синдромом Аспергера и как такого студента обучать. Считаю это важным, потому что, возвращаясь к истории из видео, если бы к мальчику отнеслись должным образом и обратили на его особенности внимание, вероятно, трагедии можно было бы избежать.
Синдром Аспергера, также известный как аутизм с высокой функциональностью, является одним из расстройств аутистического спектра. Это состояние названо в честь австрийского педиатра Ганса Аспергера, который первым исследовал его особенности у детей ещё в 1944 году.
Основной признак детей с синдромом Аспергера заключается в затруднениях в социальном взаимодействии. Эти дети обычно испытывают трудности в установлении и поддержании взаимоотношений с другими людьми. Они могут неуместно повторять слова или фразы, проявлять беспокойство и неудовольствие во время контакта с другими людьми, что порой препятствует их интеграции в общество. Тем не менее, дети с синдромом Аспергера могут проявлять интерес к социализации и стремиться к ней, хотя им может быть сложно разобраться в неписанных правилах социального общения.
Ещё одним характерным признаком синдрома Аспергера является ограниченный набор интересов и повторяющиеся действия. Дети с этим расстройством обычно проявляют сильный интерес к ограниченному числу тем, предметов или занятий. Они могут иметь невероятное запоминание фактов о своих предпочтениях и интенсивно увлекаться ими. Возможно, это отличает их от обычных детей и создаёт для них преимущественные условия в определенных сферах знаний. Как пример: ребенок с синдромом Аспергера может интересоваться только динозаврами - просить родителей покупать книги о них, смотреть ролики и фильмы, мастерить себе костюмы и играть в игрушки, связанные только лишь с динозаврами. Это может напоминать некую "одержимость", но пугаться этого не стоит. Как правило, такие дети действительно достигают громадных успехов в выбранных им темах именно за счет своего детального погружения.
Дети с синдромом Аспергера могут также проявлять и другие признаки, включая:
1. Непарное восприятие сенсорной информации: эти дети могут иметь аномалии в восприятии сенсорной информации, такие как гиперчувствительность или гипочувствительность к звукам, запахам, текстурам и осязанию. Они могут реагировать сильнее или слабее, чем обычно, на указанные сенсорные стимулы.
2. Ограниченная моторная координация: дети с синдромом Аспергера могут испытывать затруднения в выполнении моторных навыков, таких как письмо, координация движений или моторная грациозность. Это может проявляться в неуклюжести движений или трудностях с организацией пространства.
3. Ограниченная эмоциональная выразительность: дети с синдромом Аспергера могут иметь трудности в выражении и распознавании эмоций. Они могут иметь ограниченный набор фациальных выражений, затрудняя понимание эмоциональных сигналов других людей. Это может привести к неправильной трактовке их собственных эмоций или эмоций окружающих. Их могут принимать за циничных или безэмоциональных, но это не совсем так: просто такие дети эмоции проявляют по-другому и им сложно реагировать так, как реагируют большинство людей.
4. Навязчивость и ритуалы: дети с синдромом Аспергера часто проявляют навязчивые или ритуальные поведения. Они могут придерживаться жестких рутин, испытывать тревогу или дискомфорт при изменении привычного порядка или среды.
Как обучать ребенка с синдромом Аспергера?
1. Обеспечьте структурированную и предсказуемую обучающую среду: ребенок с синдромом Аспергера может испытывать тревогу при неожиданных изменениях или неструктурированных ситуациях. Постарайтесь создать стабильный учебный график, предоставьте ребенку понятные инструкции и уведомите его заранее о любых изменениях в расписании.
2. Учитывайте индивидуальные интересы и сильные стороны ребенка: ребенок с синдромом Аспергера может проявлять большую заинтересованность в определенных предметах или темах. Используйте эти интересы в учебном процессе, чтобы поддержать его мотивацию и вовлеченность. Не бойтесь "переусердствовать" с выбором постоянной темы, в данном конкретном случае, ребенок будет только рад постоянно говорить про одно и то же. Например, если он интересуется динозаврами, то предлагать задания по грамматике, математике, чтению, связанные с динозаврами.
3. Обеспечьте ясные инструкции и поддерживайте четкую коммуникацию: ребенок с синдромом Аспергера может испытывать трудности в понимании невербальных сигналов и неясных инструкций. Постарайтесь давать ясные и конкретные указания, используйте прямую речь и поддерживайте визуальные средства коммуникации, такие как рисунки или графики. Дети с синдромом Аспергера не понимают намеков, им трудно разобрать сарказм и другие оттенки вербальной коммуникации. Разговаривайте с ребенком прямо, говорите с ним простыми словами и конструкциями.
4. Разработайте социальные навыки и взаимодействие: ребенок с синдромом Аспергера может иметь трудности с социальным взаимодействием и коммуникацией. Предоставьте ему возможность тренироваться в основных социальных навыках, таких как взаимодействие с другими детьми, устанавливание границ и работа в группе. Очень помогают ролевые игры: проигрывание и моделирование различных социальных ситуаций показывают ребенку, как он должен себя вести. То, что обычному ребенку может быть понятно и так, ребенок с синдромом Аспергера будет интерпретировать по-новому.
5. Давайте больше заданий на пересказ и обсуждение мыслей после прочитанного/просмотренного/услышанного. Дети с синдромом Аспергера испытывают колоссальные трудности при пересказе событий и учителю нужно стараться развивать у них и этот навык тоже. Будьте готовы к постоянному повторению. Например, такой ребенок на вопрос "расскажи, о чем был фильм" может сказать примерно следующее: "ну...в фильме были пираты... э-э...я, вот, посмотрел этот фильм...там были пираты, да..." - и это будет для него в порядке вещей, потому что его психика вычленяет сначала общее и ей сложно обрабатывать детали.
6. Важным стратегическим подходом для оказания помощи детям с синдромом Аспергера является использование положительного подкрепления, сосредоточенного на формировании желаемого поведения. Такие дети положительно реагируют на комплименты (например, когда учитель, заметив, что ребенок сделал паузу, похвалит его, и затем повторно похвалит за возможность участия других людей в общении). Чрезвычайно важно поощрять этих детей за простые социальные привычки, которые для других детей считаются естественными и само собой разумеющимися
7. Учитывайте чувствительность к сенсорным стимулам: ребенок с синдромом Аспергера может иметь чувствительность к определенным сенсорным стимулам, таким как звуки, свет, запахи или текстуры. Постарайтесь создать окружающую среду, которая учитывает эти особенности, и предложите адаптированные стратегии для снятия стресса или раздражения.
8. Сотрудничество с другими специалистами: идеальный вариант - когда частный педагог или учитель в общеобразовательной школе работают в тандеме с родителями и психологом/психотерапевтом, чтобы достичь максимального эффекта при обучении ребенка.
Дети, страдающие от синдрома Аспергера, характеризуются высокой чувствительностью к стрессовым факторам окружающей среды и серьезными нарушениями в установлении личностных отношений. В результате такой комбинации, они производят впечатление "хрупкости" и "трогательной инфантильности". Такие дети являются уникальными и энергичными в своих усилиях адаптироваться к миру, который не всегда предлагает им поддержку и понимание, каким требуются усилия, чтобы преодолеть свои трудности.
Учителя играют жизненно важную роль в помощи аутичным детям осваивать умение "сотрудничать" с окружающим миром. Поскольку эти дети часто испытывают затруднения в выражении своих беспокойств и страхов, только значимый взрослый может убедить их покинуть безопасный мир своих фантазий и приспособиться к непостоянству внешнего мира. Профессионалы, работающие с такими детьми в школе, должны создать четко структурированную, организованную и стабильную среду, чтобы выполнить их неотъемлемые потребности. Применение креативных педагогических подходов в работе с аутичными детьми становится необходимостью, не только для достижения академического успеха, но и для помощи им почувствовать себя более комфортно в общении с людьми и не чувствовать себя разбитыми под обычными требованиями повседневной жизни.
Что скажете? Какие у вас мысли? Кстати, приходите ко мне в телеграм, там много всего полезного для учителей! (https://t.me/seaanavl)
К слову, у меня еще есть полезные статьи для вас, вот, посмотрите, пожалуйста: