Найти в Дзене

Что делать репетитору, когда его взрослый ученик - психопат?

Оглавление

Совсем недавно вышло мое видео о детях-психопатах и как их распознать. А в этой статье я хочу рассказать, что делать, если среди ваших учеников есть взрослые люди и кто-то из них ведет себя совершенно неадекватно.

Краткая справка: психопатия - это антисоциальное расстройство личности, которое у взрослых характеризуется следующими признаками:

  • отсутствие эмпатии и сочувствия, сопереживания другим людям;
  • малая эмоциональность или вообще отсутствие эмоций при разного рода событиях (например, праздник или, наоборот, какое-то печальное событие). Психопат может сделать вид, что проявляет эмоции, но это будет только игра на публику;
  • жестокость, грубость и агрессивность по отношению к окружающим людям. Психопату нравится доставлять боль, неудобства и дискомфорт другим людям, он не чувствует вины за причинение ущерба и считает, что он и должен поступать таким способом. Например, обычный человек на колкость или шутку в свой адрес может нагрубить или агрессивно ответить, однако, психопат вознамерится отомстить, унизить, побить или даже вообще лишить жизни обидчика;
  • манипулятивность. Психопаты склонны к манипулированию людьми - они делают это мастерски, извлекая свою выводу. Поэтому изначально психопат может очаровывать и привлекать, но это все - его маска;
  • безответственность. Психопатам не свойственно придерживаться формальных или моральных обязательств перед людьми, даже самыми близкими. Они не заботятся о своих детях, подставляют родственников и друзей, считая, что обязательство и долг – просто пустые слова.

А как же будет вести себя на уроке взрослый студент, у которого есть признаки психопатии?

В начале он может показаться совершенно очаровательным, милым, добрым, порядочным и тактичным. Психопат прекрасно осознает, что люди доверяют гораздо больше тем, к кому испытывают симпатию. Его задача - обаять вас настолько, чтобы вы принесли ему как можно больше выгоды. Скорее всего, он будет сыпать комплиментами и говорить о том, как ему с вами повезло, и как не везло с другими, что вы - лучший учитель, что именно вы лучше всех преподаете материал.

Такая "приманка" может длиться достаточно долго - до нескольких месяцев, пока психопат не будет уверен в том, что вас теперь можно, метафорически выражаясь, "потянуть за ниточку".

Все может начаться с невинного объяснения - "ох, извините, пожалуйста, ездил в командировку, все время был в дороге, за рулем, не успел сделать домашнее задание". Казалось бы, ну и что же здесь криминального? В случае, когда наш ученик - обычный человек с более-менее здоровой психикой, действительно, страшного ничего нет.

Но в истории с психопатом - это самая настоящая завязка.

Со временем, невыполненных "домашек" станет больше. На самом уроке студент начнет выражать несогласие с вашими действиями, будет говорить с вами грубо и станет оскорблять. А на ваши возражения и попытки себя отстоять, психопат будет убеждать вас в том, что в его поведении виноваты вы. Это из-за вас он не делает задания, не понимает темы, не учится и именно вы виноваты в том, что он оскорбляет и унижает вашу личность и ваши профессиональные достижения.

Психопат говорит быстро, логически пытаясь связать то, что у обычных людей не связывается. Например, он может сказать, что ваш синий пиджак мешает ему сосредоточиться на уроке, и он уверен, что вы специально носите этот пиджак, чтобы испортить процесс обучения.

Психопат убежден, что все люди - против него, и это априори дает ему право считать всех ничтожествами и бездарностями, всех, кроме него самого.

Чем опасен человек с подобным расстройством личности?

Если с обычным клиентом можно дипломатично расстаться, выполнив условия договора или договоренности, психопат может начать методичные преследования и организовать травлю в соц.сетях или в городе, где живет учитель. Бывает так, что люди пишут негативные отзывы с целью добиться справедливого отношения, но психопат делает это, потому что ему нравится унижать других людей.

Запомните, психопат получает удовольствие от того, что причиняет боль другим людям. Он делает это осознанно и выверенно.

Поэтому нет вообще никакого смысла в том, чтобы взывать к его совести или чувству вины - потому что их нет. Пытаться отвечать на каждый из его выпадов тоже не нужно, психопат получает кайф от конфликтов и распрей, а нормальный человек лишь вгонит себя в невроз.

Психопата мало волнует ваше видение ситуации, ваши цели и интересы. Такой человек по своему внутреннему миру не приемлет ценностей, построенных на праве другого человека. Унизить и растоптать оппонента для него более важно, чем получение ученической выгоды для него лично или для его профессионального развития.

И что же делать учителю? Как общаться?

  1. Не вступать в дискуссии и переговоры с психопатом. Нормальный, адекватный человек будет в панике метаться в паутине манипуляций, которую выстраивает психопат.
  2. Отвечать односложно и максимально просто: "да, нет, не знаю, хорошо" - базовый набор слов для разговора с психопатом.
  3. При работе с такими клиентами учителю очень поможет тот факт, если он заключает договоры и ведет свою деятельность легально. Это означает, что педагог может обратиться в суд для решения конфликта. Да, это долго и дорого, но фактически это единственно верный вариант в случае с психопатом. Психопат признает только силу и сможет сдаться только под влиянием силы извне.
  4. Фотографируйте, сохраняйте скриншоты, копируйте переписку, сохраняйте разговоры в виде аудиофайлов. Сохраняйте печатные экземпляры всего, что вы только можете, чтобы задокументировать любое взаимодействие или высказывание, сделанные психопатом; держите эти документы в безопасном месте. Обращайте внимание на то, что и как вы говорите. Действуйте так, как будто каждое ваше слово записывается и может быть прочитано в будущем присяжными или прокурором, а также может быть вырвано из контекста в попытке заставить вас быть похожим на сумасшедшего.
  5. Если клиент с расстройством личности подписан на ваши аккаунты в социальных сетях, заблокируйте его, потому что психопаты очень любят портить репутацию всеми доступными им способами и чем меньше такой клиент о вас знает, тем лучше.
  6. Если есть возможность повлиять на психопата через третьих лиц - сделайте это. Например, если вы знакомы с партнером такого человека, коллегами, друзьями, поставьте их в известность о конфликте. Психопату очень важно сохранять "идеальный" образ в группах, поэтому такие действия могут быть выигрышными и заставят психопата хотя бы снизить градус агрессии.

Старайтесь еще на этапе пробного урока "отсекать" подобных клиентов, хотя сделать это чрезвычайно сложно из-за того, что психопаты отлично маскируются. Но если вы слышите "звоночки", а ваше тело подсказывает вам, что при разговоре с этим человеком организму как-то неспокойно, не игнорируйте эти знаки.

Что скажете? Какие у вас мысли? Кстати, приходите ко мне в телеграм, там много всего полезного для учителей! (https://t.me/seaanavl)

К слову, у меня еще есть полезные статьи для вас, вот, посмотрите, пожалуйста: