Найти в Дзене

Трудности с русским языком в школе. Часть 2

В этой статье мы продолжим преодолевать трудности с русским языком в школе. Говорим пока о регуляторной дисграфии.

Приведем примеры игровых и учебных заданий на развитие нужных областей мозга.

⚠️⚠️⚠️ Повторюсь, что если не будет регулярности занятий и ребенок не будет выполнять домашнее задание, то результат от занятий придет не скоро. Если вообще придет. ⚠️⚠️⚠️

Двигательные упражнения:

✅ Нейрогимнастика, пальчиковые игры.

✔️ Одна рука показывает "быка" (выпрямленные указательный палец и мизинец, остальные пальцы зажаты в кулаке), другая рука - "козу" (выпрямлены указательный средний пальцы). Меняем положение рук.

✔️ "Лесенка": большой палец правой руки ставим на мизинец левой, а мизинец правой - на большой палец левой. Меняем положение пальцев, идя как бы вверх. Смотрите видео.

✔️ "Ухо-нос" (правой рукой трогаем нос, левой - правое ухо; меняем положение рук - теперь нос трогает ДРУГАЯ рука, а освободившаяся идет к противоположному уху наперекрест; итак поочередно меняем руку, трогающую нос, а вторая просто всегда трогает ухо наперекрест себе - то есть правая рука-левое ухо и наоборот).

При усвоении программы действий можно добавить хлопок в ладоши перед каждой сменой рук.

✔️ На правой руке поочередно соединяем большой палец с каждым пальцем, идя от указательного к мизинцу и обратно. Потом - на левой. При усвоении программы - одновременно двумя руками.

При усвоении - правой рукой двигаемся от указательного пальца к мизинцу, а левой - от мизинца к указательному.

Ускоряемся.

✅ Лёжа на спине, поднимаем правую ногу и левую руку (можно одноименные конечности), а опускаем на счет: 1-2-3. Ребенок должен проконтролировать себя так, чтобы опустить именно на счет три.

⚠️ Нельзя опустить и дотронуться до пола ⚠️ пока не прозвучит "3". Меняем темп счета от быстрого к медленному, снова побыстрее, медленнее и ТД. Ребенок должен слышать команду, соответствовать ей и контролировать себя.

✅ Поднимаем конечности (левая рука, правая нога или без перекреста) только на счёт: 1 - подняли, потом опустили; 2 - подняли, потом опустили; 3-...-10. Условие: если не прозвучало счета от педагога вслух, то не поднимать конечности.

✅ Контроль действий, пространственные трудности.

✔️ Делаем цветные карточки (4 цвета, каждый из которых означает: говорить шепотом, обычным голосом, громко, замолчать). Попросить ребенка читать стихотворение по памяти, рассказывать что-то. Во время рассказа показывать карточки, ребенок должен контролировать свой голос и говорить с той громкостью, какую карточку показал педагог. Или замолчать.

✔️ По аналогии с предыдущим заданием: меняем значение карточек. Карточки будут показывать движение, которое необходимо сделать ребенку (вперёд, назад, налево, направо, прыгнуть, присесть, остановиться, показать большой палец руки и тд). Педагог показывает карточку - ребенок делает шаг в нужную сторону, производит требуемое действие.

✔️ Или ребенок медленно двигается в нужном направлении без остановок, педагог быстро показывает карточку - ребенок меняет направление движения в соответствии с показанной карточкой.

✅ Перед ребенком ставим стаканчики 3х цветов и много однотонных маленьких фишек. Даём инструкцию: "Где у тебя правая рука? Молодец. А левая? Молодец! Сейчас ты будешь поочередно правой рукой класть по одной фишке в красный стакан, затем в синий, снова в красный, снова - в какой? Правильно, в синий. И тд. поочереди. При этом левой рукой одновременно с правой кладешь в зеленый стакан по фишке, затем в синий, в зеленый, в синий. Понял? "

Для усложнения меняем количество фишек в каждой руке (левой кладешь две, а правой одну; можно чередовать). Фантазия - вам в помощь. ☺

✅ "Речка-берег" - известная многим игра. Кладем канатик вдоль комнаты и говорим, что с одной стороны берег, а с другой - суша. Можно со стороны берега разложить фигурки речных/морских животных, если занимаетесь с малышом:)

Нужно прыгать по команде педагога. Если команда от вас: "берег", то ребенок должен успеть прыгнуть на сторону берега, а если "речка" - на сторону речки. Потом нарушаем стереотип и неожиданно повторяем только что произнесенную команду (речка-берег-речка-берег-речка-берег-берег-речка и тд).

✅ Выполнение с задержкой: педагог показывает движение - ребенок запоминает и не повторяет. Педагог показывает второе движение - ребенок показывает предыдущее, а это запоминает. Потом снова показываем третье, а ребенок показывает второе (а только что показанное запоминает). И так далее.

То же самое можно выполнять с произношением слов, написанием слов, жестом рук и тд.

В этой игре мы тренируем также рабочую память, что очень важно для выполнения различных школьных заданий.

👆 Хорошо подойдёт при СДВГ: тренируем контроль своих действий.

✅ Ребенок стоит перед педагогом (если может, то на балансировочном диске). Кидаем мяч друг другу, при этом по очереди считаем от 1 до 50 или как может ребенок (позже усложняем- до 100). Произносим инструкцию: "Давай посчитаем до 50 по очереди. Вслух. На каждый счет будем кидать друг другу мячик. При этом считаем вслух поочереди, а те числа, в составе которых есть цифра (например) 3 и 9, не произносим вслух."

👆 Например, нельзя называть вслух 2 и 5. Значит нельзя называть вслух и 12, 22, 65 и ТД. Произносим их внутренней речью и кидаем дальше мячик. Смотрите видео.

Далее усложняем и берём три запретных цифры, уже другие.

👆 Ещё можно кидать мячик не только друг другу, но самому ребенку из руки в руку.

✅ Играем в съедобное-несъедобное.

✔️ Меняем игрока и ведущего периодически. Ведущим полезно ставить ребенка с СДВГ.

✔️ Дошкольникам: ловим мяч, если съедобное, не ловим, если ведущий называет несъедобное. Нарушаем стереотип.

✔️ Съедобное - хлопаем (или топаем) один раз, несъедобное -два, мебель - топаем (для развития умения контролировать свои действия периодически ломаем стереотип, т.е. меняем категорию слов (животное, транспорт, только водный транспорт и тд).

👆 Заодно пополним словарный запас.

Этот вариант игры подойдет при проблеме с регуляцией. В других статьях приведем варианты игры при других проблемах на письме. ⚠️

✅ Еще одна известная игра для умения контролировать свои действия. Педагог просит заучить фразу: "Колпак мой треугольный, а если не треугольный, то это не мой колпак".

При этом показываем каждое слово жестом: если называем "колпак", то показываем двумя руками колпак на голове; если "треугольный", то показываем треугольник из пальцев; а если "мой", то прикладываем к себе ладонь, как бы говоря слово "мой".

Когда ребенок запомнил, тогда педагог дает инструкцию: "А теперь давай каждый раз произносить эту фразу заново и заново. И с каждым разом будем убирать по одному слову по очереди, заменяя его жестом. А остальные слова будем произносить вслух. И так до тех пор, пока мы все слова в этой фразе не заменим на жесты".

Показываем на своем примере.

✅ Читаем ребенку заранее подготовленный текст, в котором чаще других повторяются определенные слова. Даем инструкцию: "Я сейчас буду читать тебе маленький рассказ, а ты повторяй за мной, одновременно за мной. Повторяй все, что я буду читать, кроме двух запретных слов. Это слова: кошка и мышь (например) в любых формах этого слова, значит и мышка, и мышью, и кошкой и тд".

👆 С усвоением программы увеличиваем количество запретных слов.

❗❗❗ Читаем продолжение в следующей статье!

Начало статьи:

🎬 Смотрим видео, они будут добавляться постепенно. 🎥

☺ Всем спасибо, что дочитали статью! 

👍 Отдельное спасибо - за лайки!)

Читайте, делитесь и развивайтесь в удовольствие! ☺

#нейропсихологпотаповаоьга

#дисграфия

#дислексия

#развитиедошкольника

#ребенокнеучится

#проблемысрусскимязыком

#пропускаетбуквы

#неставитточки

#развивающиезадания

#школьнаянеуспеваемость

#неграмотнопишет