В прошлой статье мы разбирали двигательные задания, которые можно предложить ребенку при регуляторной дисграфии. Периодически я буду добавлять видео упражнений для формирования функций регуляции и контроля, которые необходимы не только для более успешного обучения в школе. Некоторые упражнения подойдут и взрослым.
📚 Сейчас приведем примеры учебных заданий. ✍️
✅ Развитие рабочей памяти: удержание программы. Пространственные трудности. Даем ребенку графические диктанты на интересную тематику (постепенно усложняем и даем сразу по 2, 3 команды; также можно давать диктант с написанной схемой действий (ребенок сам вычеркивает пройденные ходы).
✅ Пространственные трудности, удержание программы. Играем в игру "Птичка в клетке" (рисуем квадрат, расчерченный на 5*5 клеток; в центр ставим машинку, птичку, наклейку и тд (по интересу ребенка); педагог дает команду - 2 клетки наверх, три направо, 5 налево, - когда птичка вылетела из клетки (т.е. за квадрат), тогда хлопаем; количество клеток постепенно увеличиваем; даем по 2-3 команды для удержания рабочей программы в памяти; также постепенно переходим на усложненный уровень (без зрительной опоры на лист бумаги, ребенок должен представить эту клетку и передвигать птичку в уме)).
✅ Контроль действий, удержание рабочей программы.
Диктуем предложения, текст. Даем инструкцию: "из первого предложения записывай только гласные, из второго - только согласные, из третьего записывай только последние две буквы (три буквы, слог) от каждого слова. При этом мы должны быть уверены, что ребенокмумеет делить на слоги.
✅ Контроль действий. Пишем под метроном: по одной букве под один удар. Хорошо и при СДВГ, полевом поведении.
✅ Перед ребенком лист с заглавными и строчными буквами. Даём инструкцию: читаем громко большие, заглавные, буквы, а маленькие, строчные, читаем шепотом.
Для усложнения можно потом добавить, что если встречатся какая-то проблемная на данный момент для ребенка буква, то топаем.
✅ Программирование, регуляция и контроль. Даём корректурные пробы: лист, на котором изображены пустые листочки, кружочки, квадратики и тд, и нужно в определенной последовательности или в зависимости от формы пустой клеточки вписать нужную букву, знак, закрасить в определенный цвет (например, в треугольник - букву "О", в квадратик - букву "А", в кружочек - букву "У" и т.д.). Или на листе набор букв - нужно подчеркнуть, например, все буквы "А", в кружок обвести все буквы "В", зачеркнуть все буквы "Ы".
✅ Подобрать несколько слов к заданной графической схеме слова (цветовая схема); при незнании темы - объясняем, как и во всех заданиях. ⚠️
✅ Подобрать несколько слов в соответствии с указанной схемой морфемного разбора слова (приставка, корень, окончание).
✅ Составить графическую схему данного предложения (например: ДЕТИ ПОШЛИ В ЛЕС);
• определить место названного педагогом слова в предложении (какое по счету?) и пр. Например, какое по счёту подлежащее? существительное?
Найти зависимые слова, главное слово. Задать вопросы от главного слова.
✅ Придумать предложение по заданной графической схеме предложения. Смотрите в фото к статье и в следующих статьях.
✅ Придумать слово с определенной гласной, с определенной согласной, со звуком (потом - в определенном месте слова), после определенной буквы (звука).
ГОЛОВА [ГАЛАВА]. В первом случаем мы придумали слово, где две буквы "О". Во втором случае мы придумали слово, где три звука "А".
✅ Придумать слово с названной согласной (для усложнения задания можно указать, в каком месте должна стоять согласная (например, в корне).
✅ Задаем ребенку любой слог. Например, МО. Даем задание: "Сколько слов ты сможешь придумать со слогом МО, если знаешь, что каждое слово должно начинаться на этот слог?"
✔️ Затем тоже самое, но слово должно заканчиваться на заданный слог.
✔️ Заданный слог должен стоять в середине слова.
✅ Аналогично с предыдущим заданием: также, но с любым названным звуком. А потом посчитаем количество букв и звуков. Нужно уметь определять местонахождение в слове заданного звука: например, в слове МОРОЖЕНОЕ 9 БУКВ, 10 ЗВУКОВ, [МАРОЖИНОЙ'Э]. ЗВУК "Н" СТОИТ ПЕРЕД ЗВУКОМ "И". ЗВУК "А" - ПОСЛЕ "М".
✅ Что получится, если в слове ГОЛОС (Волос, Колос) изменить одну букву в самом начале слова? Если добавить одну букву? Убрать?
✔️ Даем слова с перепутанными буквами. Например, К, Ш, К, А, О. Должно получиться: КОШКА.
👆👆👆 Пусть и ребенок вам задаст такую загадку. Меняйтесь периодически ролями! Это и сохранит интерес к занятию, и послужит мотивацией к занятию, и потренируем совсем другие отделы мозга!
✅ Даем слово и просим ребенка составить как можно больше слов из букв, составляющих заданное слово.
⚠️⚠️⚠️ Не забываем хвалить ребенка, подсказывать в нужное время. Особенно, если видите небольшое замешательство, неуверенность. Не порицайте, не высказывайте недовольство.
❗❗❗ Читаем начало в предыдущей статье!
� Смотрим видео с упражнениями, они будут добавляться постепенно. 🎥
☺ Всем спасибо, что дочитали статью!
👍 Отдельное спасибо - за лайки!)
Читайте, делитесь и развивайтесь в удовольствие! ☺
#нейропсихологпотаповаольга
#дисграфия
#дислексия
#развитиедошкольника
#ребенокнеучится
#проблемысрусскимязыком
#пропускаетбуквы
#неставитточки
#развивающиезадания
#школьнаянеуспеваемость
#неграмотнопишет