Найти тему

✍️ Проблемы с русским языком? 🥺 Учебные задания! Часть 3

В прошлой статье мы разбирали двигательные задания, которые можно предложить ребенку при регуляторной дисграфии. Периодически я буду добавлять видео упражнений для формирования функций регуляции и контроля, которые необходимы не только для более успешного обучения в школе. Некоторые упражнения подойдут и взрослым.

📚 Сейчас приведем примеры учебных заданий. ✍️

Развитие рабочей памяти: удержание программы. Пространственные трудности. Даем ребенку графические диктанты на интересную тематику (постепенно усложняем и даем сразу по 2, 3 команды; также можно давать диктант с написанной схемой действий (ребенок сам вычеркивает пройденные ходы).

Пространственные трудности, удержание программы. Играем в игру "Птичка в клетке" (рисуем квадрат, расчерченный на 5*5 клеток; в центр ставим машинку, птичку, наклейку и тд (по интересу ребенка); педагог дает команду - 2 клетки наверх, три направо, 5 налево, - когда птичка вылетела из клетки (т.е. за квадрат), тогда хлопаем; количество клеток постепенно увеличиваем; даем по 2-3 команды для удержания рабочей программы в памяти; также постепенно переходим на усложненный уровень (без зрительной опоры на лист бумаги, ребенок должен представить эту клетку и передвигать птичку в уме)).

✅ Контроль действий, удержание рабочей программы.

Диктуем предложения, текст. Даем инструкцию: "из первого предложения записывай только гласные, из второго - только согласные, из третьего записывай только последние две буквы (три буквы, слог) от каждого слова. При этом мы должны быть уверены, что ребенокмумеет делить на слоги.

Контроль действий. Пишем под метроном: по одной букве под один удар. Хорошо и при СДВГ, полевом поведении.

✅ Перед ребенком лист с заглавными и строчными буквами. Даём инструкцию: читаем громко большие, заглавные, буквы, а маленькие, строчные, читаем шепотом.

Для усложнения можно потом добавить, что если встречатся какая-то проблемная на данный момент для ребенка буква, то топаем.

Программирование, регуляция и контроль. Даём корректурные пробы: лист, на котором изображены пустые листочки, кружочки, квадратики и тд, и нужно в определенной последовательности или в зависимости от формы пустой клеточки вписать нужную букву, знак, закрасить в определенный цвет (например, в треугольник - букву "О", в квадратик - букву "А", в кружочек - букву "У" и т.д.). Или на листе набор букв - нужно подчеркнуть, например, все буквы "А", в кружок обвести все буквы "В", зачеркнуть все буквы "Ы".

✅ Подобрать несколько слов к заданной графической схеме слова (цветовая схема); при незнании темы - объясняем, как и во всех заданиях. ⚠️

✅ Подобрать несколько слов в соответствии с указанной схемой морфемного разбора слова (приставка, корень, окончание).

✅ Составить графическую схему данного предложения (например: ДЕТИ ПОШЛИ В ЛЕС);

• определить место названного педагогом слова в предложении (какое по счету?) и пр. Например, какое по счёту подлежащее? существительное?

Найти зависимые слова, главное слово. Задать вопросы от главного слова.

✅ Придумать предложение по заданной графической схеме предложения. Смотрите в фото к статье и в следующих статьях.

✅ Придумать слово с определенной гласной, с определенной согласной, со звуком (потом - в определенном месте слова), после определенной буквы (звука).

ГОЛОВА [ГАЛАВА]. В первом случаем мы придумали слово, где две буквы "О". Во втором случае мы придумали слово, где три звука "А".

✅ Придумать слово с названной согласной (для усложнения задания можно указать, в каком месте должна стоять согласная (например, в корне).

✅ Задаем ребенку любой слог. Например, МО. Даем задание: "Сколько слов ты сможешь придумать со слогом МО, если знаешь, что каждое слово должно начинаться на этот слог?"

✔️ Затем тоже самое, но слово должно заканчиваться на заданный слог.

✔️ Заданный слог должен стоять в середине слова.

✅ Аналогично с предыдущим заданием: также, но с любым названным звуком. А потом посчитаем количество букв и звуков. Нужно уметь определять местонахождение в слове заданного звука: например, в слове МОРОЖЕНОЕ 9 БУКВ, 10 ЗВУКОВ, [МАРОЖИНОЙ'Э]. ЗВУК "Н" СТОИТ ПЕРЕД ЗВУКОМ "И". ЗВУК "А" - ПОСЛЕ "М".

✅ Что получится, если в слове ГОЛОС (Волос, Колос) изменить одну букву в самом начале слова? Если добавить одну букву? Убрать?

✔️ Даем слова с перепутанными буквами. Например, К, Ш, К, А, О. Должно получиться: КОШКА.

👆👆👆 Пусть и ребенок вам задаст такую загадку. Меняйтесь периодически ролями! Это и сохранит интерес к занятию, и послужит мотивацией к занятию, и потренируем совсем другие отделы мозга!

✅ Даем слово и просим ребенка составить как можно больше слов из букв, составляющих заданное слово.

⚠️⚠️⚠️ Не забываем хвалить ребенка, подсказывать в нужное время. Особенно, если видите небольшое замешательство, неуверенность. Не порицайте, не высказывайте недовольство.

❗❗❗ Читаем начало в предыдущей статье!

Смотрим видео с упражнениями, они будут добавляться постепенно. 🎥

☺ Всем спасибо, что дочитали статью! 

👍 Отдельное спасибо - за лайки!)

Читайте, делитесь и развивайтесь в удовольствие! ☺

-2

-3

-4

-5

-6

#нейропсихологпотаповаольга

#дисграфия

#дислексия

#развитиедошкольника

#ребенокнеучится

#проблемысрусскимязыком

#пропускаетбуквы

#неставитточки

#развивающиезадания

#школьнаянеуспеваемость

#неграмотнопишет