Сергей Михайлович Макаров – такой же известный советский хоккеист как, к примеру, Валерий Борисович Харламов. Заслуженный мастер спорта СССР (1979), 8-микратный Чемпион мира, 2-хкратный Олимпийский чемпион – вот только вершина необъятного списка заслуг и регалий этого известного атлета!
Про Сергея Михайловича часто говорят, что он – тот русский хоккеист, который изменил облик НХЛ. И я соглашусь с этим, но только добавлю, что не только НХЛ, но и облик ЦСКА, а также сборной Советского Союза по хоккею.
Макаров входил в состав самой результативной хоккейной пятёрки за всё время существования этого вида спорта. Помимо него на лёд выходили такие мэтры как Фетисов, Касатонов, Крутов и Ларионов. Известно, что в университете спорта в Швеции игра этого состава по-прежнему изучается в качестве учебного пособия под условным названием «как нужно творить хоккей».
Начну с конца этой истории
К величайшему моему сожалению, когда развалился Советский Союз, начался настоящий отток спортсменов и спортивных кадров за рубеж. Конечно же не стояли особняком и хоккеисты, многие из которых устремились в НХЛ.
Кто-то прижился в абсолютно новой хоккейной лиге, кто-то полностью разочаровался в рыночной экономике и очень хитрых контрактах. Но в целом, именно приход туда отечественных хоккеистов постепенно начал менять стиль игры абсолютного большинства команд, входящих в НХЛ. Причина проста – перед своим падением Советский Союз мог воспитывать не просто спортсменов, а настоящие «Красные машины» без страха и упрёка.
Но говоря об изменении чужой лиги, не могу вновь не выделить Макарова, ибо его вклад был отмечен официально на высшем уровне. И поэтому – общепризнан.
Талант из Челябинска
А начиналось всё достаточно просто и стандартно – 19 июня 1958 года в городе Челябинск появился третий мальчик в семье по имени Сергей. Увлечения его были предопределены с детства, ибо два его старших брата – Николай и Юрий, пусть и будучи детьми, профессионально увлекались хоккеем с лёгкой руки отца. Причём Николай впоследствии стал профессиональным игроком и влился в состав местного «Трактора». Юре повезло меньше – из-за порока сердца в 14 лет он вынужден был оставить этот опасный спорт. Однако реализовал себя в других направлениях.
Из-за влияния старших братьев, всего в 4 года Сергей уже «порхал по льду». Чуть позже, несмотря на недостаток лет, влился в состав детской секции того же «Трактора». К 8-ми годам мог похвастать тем, что выступал как за младший состав, так и играл с подростковым составом, ибо среди детей ему не было равных, а расти было нужно.
Кумиром Макарова всегда был Харламов, с которым довелось познакомиться ещё тогда, когда он играл в Чебаркуле. Удачное стечение обстоятельств – в одном взводе с Валерием Борисовичем служил старший брат Сергея, что и позволило познакомиться лично опытной звезде хоккея и совсем юному дарованию.
Пример Харламова, личная встреча с ним столь сильно вдохновили Сергея, что в 18 лет он легко влился во взрослый состав «Трактора» и практически немедленно вышел на лёд против «Спартака». И в первом же матче шайба, брошенная меткой рукой (которая сжимала клюшку, разумеется), вошла в сетку ворот противника.
Переход в ЦСКА
В ту пору в ЦСКА попадали достаточно просто – по повестке. Не избежал этой участи и Сергей Макаров, который пошёл служить в 1978 году. И поначалу юному «трактористу» было невероятно трудно адаптироваться к игре в новой команде. Но потом, много позже, Макаров понял насколько благостно на него повлиял такой переход, позволив в юношестве вникнуть и перенять секреты игры сразу двух прославленных клубов и выработать свой стиль.
В ЦСКА его ценили ещё в качестве соперника. А как товарища и соратника – просто полюбили. Именно поэтому в первый год своей службы в Советской Армии Сергей Михайлович был включён в состав сборной СССР. И снова в первом же матче со сборной Финляндии поразил ворота соперника.
За время своей «затянувшейся службы» в ЦСКА Сергей Михайлович стал 13-тикратным Чемпионом СССР и 12-кратным Чемпионом Европы. Трижды признавался лучшим хоккеистом СССР в 80-м, 85-м и 89 году, а также быстро стал капитаном клуба, который всё больше становился родным. Клуб ответил взаимностью за 388 результативных передач и 322 заброшенные шайбы, навсегда «забронировав» за Макаровым номер «24».
Непререкаемый чемпион и лучшая пятёрка
Уже в 1978 году, забросив все шайбы, в составе ЦСКА Сергей Михайлович впервые стал Чемпионом мира. Дальше победы начали следовать одна за другой, отчего Макаров заслуженно приобрёл славу лучшего бомбардира страны.
Его ничто не останавливало – ни грозная слава соперников, ни игра в меньшинстве, ни травмы. К примеру, в матче с чехословаками в результате жёсткого столкновения у советского хоккеиста вылетело плечо. Но он и бровью не повёл. А когда врачи вправили сустав, вышел на лёд и как ни в чём не бывало продолжил игру.
Лучшая образцово-показательная пятёрка хоккеистов в мире появилась в 1981 году на Кубке Канады, когда впервые Макаров, Касатонов, Фетисов, Ларионов и Крутов вышли сражаться на лед вместе.
Помню попадалась на глаза газетная заметка (газету нашёл на чердаке у деда ещё будучи подростком), в которой журналист приводил забавный комментарий кого-то из соперников этой пятёрки:
«Мы шайбу видели только в момент разыгрывания».
И этот комментарий хочу воплотить здесь, ибо он лучше всего характеризует стиль игры лучшей пятёрки в истории хоккея.
Второй показательный результат – это победа над сборной Канады в финале Кубка с разгромным счётом 8:1! Такого позора «кленовые листья» не испытывали никогда. Кстати, именно тогда появилось легендарное прозвище пятёрки – «Красная машина». И позже это выражение подхватили многие журналисты, называя «Красными машинами» лучших советских спортсменов из самых разных дисциплин.
Но и в этой «звёздной пятёрке» своими результатами выделялся Макаров. Именно поэтому он был признан лучшим хоккеистом Европы, получив за свои заслуги золотую клюшку, а также попал в состав символической сборной мира XX века, в которой помимо него было ещё два отечественных хоккеиста (из пяти).
Никаких схем
В то время, пока в институте Швеции изучали «Красную машину», снимая со всех сторон, чтобы высмотреть все секреты самого звёздного состава, никаких секретов, по большому счёту и не было. Как шутил сам Макаров:
«Мы постоянно придумывали что-то новое и не признавали никаких схем».
И эта «тактика хаоса» давала лучшие результаты, ибо никто из соперников не мог выработать эффективную стратегию противодействия этим «красным демонам».
Сергей Михайлович добавлял:
«Любимый спорт для нас был настоящим искусством».
И именно поэтому звёздная пятёрка «писала историю» не по имеющимся лекалам, а создавала свои.
Переход в НХЛ
К большому сожалению у всего есть начало и у всего есть конец.
Постепенно в мире наставали совсем новые времена и «железный занавес» начал приоткрываться.
В 1989 году Сергей Михайлович влился в состав команды «Калгари», которая на тот момент была обладательницей Кубка Стенли. И Даг Райзбро – генеральный менеджер этой команды, понимал всю ценность этого игрока. Но наглядно убедился в его результативности, когда (по его воспоминаниям) в матче против «Детройта», после получения шайбы Макаров буквально «испарился» и немедленно забил гол.
«И только тогда я понял, ПОЧЕМУ мы его взяли», - вспоминает свои впечатления Даг.
В первый же год своей игры в НХЛ Сергей Михайлович стал обладателем приза «Колдер Трофи», который выдаётся лучшему новичку перешедшему в лигу. Но так как на тот момент времени Макарову было за 30 лет, после вручения награды правила были переписаны и обязательным условиям получения стал возраст до 26 лет.
Сергей Михайлович не стал подстраиваться под стиль игры «Калгари», за который играл с 31 года по 39 лет. Как вспоминал тогдашний партнёр советского хоккеиста по команде Гэри Робертс, Макаров постоянно поправлял неказистую игру американских хоккеистов. Те возражали:
«Мы не Ларионов, не Крутов и не Фетисов! Играй с теми, кто есть».
Но со временем партнёры по команде заметно подтянулись в игре с мэтром и значительно улучшили стиль игры. А позже «макаровский стиль» переняли все лучшие игроки лиги, зародив совсем новый облик американского хоккея.
К слову, во многом благодаря Сергею Михайловичу американская сборная показывает те результаты, которые имеет сейчас.
Советская школа «не растворилась» в российских реалиях, по-прежнему выдавая лучшие составы мира. Однако того хоккея, который показывала «Красная машина» уже не увидеть – его уровень феноменален и недостижим (пока что) ни одной командой земного шара. Но я верю, что впереди родятся новые Фетисовы, новые Харламовы и новые Макаровы! Стоит только ждать, верить и заниматься спортом самому, чтобы быть примером для подрастающего поколения.
Не забывайте ставить лайк, если понравилось и подписываться на канал, чтобы видеть мой контент чаще. Спасибо за прочтение, а пока рекомендую: