Никола Пуссен написал картину «Аркадские пастухи» по заказу кардинала Джулио Распильзи, между прочим, будущего Папы Римского. Притом художник сделал два варианта своего полотна, в данном случае я привожу тот, что хранится в Лувре. О чем, собственно, картина, довольно сложно понять с первого взгляда, отсюда и различные интерпретации его смысла и то, что картину называют загадочной. Что мы видим, так сказать, невооруженным глазом? Три мужика сгрудились вокруг какой-то каменной штуковины, один из них что-то ковыряет там пальцем, другой внимательно следит за процессом, а третий дает пояснения стоящей тут же с хозяйским видом женщине. То, что мужики — пастухи, ясно из названия, как и то, что дело происходит в Аркадии.
Аркадия — это регион в Греции, в символическом смысле — край безмятежной, тихой жизни, где нет несчастия и смерти.
Присмотревшись, можно увидеть на камне надпись "Et in Arcadia ego", что переводится как "И в Аркадии я". Далее становится понятно, что каменная штуковина — чья-то гробница, а точнее, саркофаг. И бородатый мужчина не просто тычет туда пальцем, а читает надпись. Другие пастухи заинтересованы. Они не очень понимают, что это такое перед ними. Ведь в Аркадии живут вечно, никто тут не видел гробниц. Однако надпись напрягает. Означает ли она, что смерть на самом деле вездесуща, и что бессмертие аркадцев — миф?
Вот этот момент и вызывает наибольшие споры у исследователей. Как понимать замысел Пуссена? Меня еще волнует эта женщина. Она вообще кто? Поскольку в Аркадии живут пастухи и пастушки, то, видимо, это пастушка. Я, правда, несколько по-другому представлял себе их униформу, но ладно. Художник так видел.
Видимо, картина о том, что рано или поздно наступает момент, когда человек, до того невинный и беспечный, вдруг осознает, что он смертен. Притом внезапно смертен, как сказал небезызвестный Воланд.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события и еще Это просто поэзия