После статьи о том, как Гриша начал читать книги,
я вдруг поняла, что "научила" Гришу понимать, что в мире всё связано. Ну... нет. Я не учила.
Но я научила искать информацию.
Оно, конечно, само.
Но всё же не совсем.
Поэтому рассажу, как это было у нас.
Напоминаю, Гриша не говорил до... 9 лет. В 9 началось какое-то движение и я теперь говорю, что он заговорил в 10. Это не совсем так.
Потому что он говорил... Звуками, жестами, как мог. Он говорил. Но слов не было, фраз не было. И вести диалог было весьма непросто.
В 2019 всё резко изменилось.
И вот летом мы идём по улице, и Гриша у меня что-то спросил, как мог.
Я сказала, что не знаю и сделала паузу, собравшись сказать...
Гриша: - Надо спросить у папы. (естественно, он сказал это мало понятно, но именно это).
Почему я помню этот эпизод? Потому что он был удивителен)))
Я всегда, когда чего-то не знаю, говорю "надо спросить у папы". И вот мой... чудо-сын, наконец, это то ли понял, то ли просто смог сказать на моё "не знаю" очевидное в нашей семье "надо спросить у папы".
Это была первая "ссылка" связь.
И связь такая "если мама не знает, надо спросить у папы".
А потом он даже начал о сложном спрашивать сразу у папы. Но там сложность была огромная. Папа едва едва понимал, что Гриша говорит...
Уточнение.
Да... Это была ужасная проблема. Гришу никто, кроме мамы не понимал... Старались, но не понимали, что он говорил. И Гриша это знал... И требовалось очень много мужества с его стороны, чтобы не сдаться и не оставлять попытки общаться хотя бы с папой.
А с моей стороны... требовалось тоже много много мужества... и терпения не прекратить заставлять его это делать... да, общаться с папой. Потому что... ну не понимает его папа, мама лучше. Можно же через маму. - Мама, скажи папе.
Нет, дорогой, иди и сам скажи, я помогу.
И мы шли к папе. Гриша говорил. Папа ничего не понимал. Я помогала Грише по буквам говорить слова, фразы. И специально не говорила сама. А делала так, что именно Гриша скажет то, что Андрей в итоге поймёт.
На данный момент проблем больше нет.
Но это я написала к тому, что, если вдруг вы с умным видом советуете мамам помогать налаживать общение между аутичным ребёнком и папой, вы ж хоть держите в голове, что это может быть ТЕХНИЧЕСКИ сложно. Очень сложно.
Про нервы я вообще молчу.
Итак. Связь первая есть. Мама не знает - спроси у папы.
Но...
Папа не всегда в доступе.
А что всегда рядом?
Интернет.
И вот мама начала использовать новую связь.
Я не знаю - спросим у интернета.
И вот на этом моменте мы зависли на долго.
Что-то надо узнать, Гриша говорил "спроси у интернета". Я спрашивала.
А потом перестала и начала ему предлагать это делать с целью тренировать фонематический слух. Потому что пока Гриша писал запрос, автоматом его тренировал.
Так Гриша сам пришёл к связи "я не знаю, надо спросить у интернета".
Это что касаемо "у кого спрашивать".
---
А сейчас ЧТО спрашивать.
Тут мне почти нечего сказать. Гриша всегда был любопытен. Я не помню, чтобы мне приходилось как-то что-то расширять в этом потоке интересов и любопытства. Скорее он сам спрашивал, узнавала, потом спрашивал другое, узнавал. Здесь проблем не было и нет.
Теперь, когда мы читаем даже художественные книги, то постоянно спрашиваем про какие-то слова у интернета. Очень удобно.
---
Говорю же, что не учила.
Я просто... жила и вела себя с Гришей, как с любым другим человеком. Он начал делать так же. Всё.